В течение 9 месяцев индекс потребительского доверия в мире держится на стабильном уровне - Nielsen
4 февраля. FINMARKET.RU - В течение 9 месяцев подряд индекс потребительского доверия в мире держится на стабильном уровне в 94 пункта, свидетельствует исследование компании Nielsen.
Единственным регионом, где в 4-м квартале 2013 года был зафиксирован рост индекса потребдоверия (на 1 процентный пункт (п.п.) относительно предыдущего квартала и на 4 п.п. по сравнению с 4-м кварталом 2012 года) стал Азиатско-Тихоокеанский регион.
В Северной Америке показатель снизился в прошедшем квартале на 3 п.п. по сравнению с третьим кварталом - до 95 пунктов, в регионе Ближний Восток/Африка - на 2 п.п., до 90 пунктов, в Европе - на 1 п.п., до 73 пунктов, в Латинской Америке - остался стабильным (94 пункта).
Четвертый квартал подряд самый высокий показатель индекса потребительского доверия зафиксирован в Индонезии - 124 пункта, самые низкие показатели - в Португалии, Италии, Хорватии и Словении (44 пункта).
Снижение индексов потребительского доверия в Европе в прошедшем квартале отмечено на 18 из 32 рынков. Уровень потребдоверия во Франции снизился на 10 п.п., в Бельгии - на 6 п.п., однако в самой большой экономике региона - Германии - зафиксирован рост на 3 п.п. по сравнению с предыдущим кварталом, до 95 пунктов.
Индекс потребительского доверия в России, стабильно державшийся на одном уровне до середины 2013 года, в 4-м квартале опустился ниже психологической отметки в 80 пунктов (до 79 пунктов), потеряв 1 п.п. по сравнению предыдущим периодом и пять пунктов относительно аналогичного периода годом ранее.
Оценка российскими респондентами перспектив рынка труда ухудшилась: 68% считают их плохими и не очень хорошими (65% в 3 квартале 2013), в то же время респондентов, негативно оценивающих уровень собственных средств, стало меньше - 54% против 60% в третьем квартале.
Исследование Nielsen показывает, что готовность потребителей тратить деньги в целом по миру сократилось в прошедшем квартале.
Показатель готовности тратить на развлечения вне дома составил 28%, снизившись на 7 п.п. по сравнению с 3 кварталом, на новую одежду (31%), праздники/отпуск (32%), инвестировать в паевые инвестиционные фонды (19%), желание сберегать средства (47%), тратить на новую технику (24%) и ремонт дома (20%).
Порядка 15% онлайн респондентов ответили, что у них нет свободных денег в 4 квартале - это на 2 п.п. выше по сравнению с уровнем третьего квартала 2013.
Россияне не стали исключением в общемировой тенденции: сокращения расходов коснулись практически всех пунктов исследования. В основном потребители продолжают тратить свободные деньги на новую одежду (42%), на выплаты по кредитам (30%) и отпуска (29%), однако расходы на выплаты по кредитам сократились на 5 п.п. по сравнению с третьим кварталом. Единственной статьей, показавшей позитивную динамику? стали сбережения (рост на 2 п.п. - до 28% в 4-м квартале). Кроме того, за последние пять кварталов существенно выросла доля тех, кто сообщил об отсутствии каких-либо свободных денег: с 10% в 3-м квартале 2012 г. до 15% в 4-мквартале 2013 г.
"Российские потребители стали осторожней в своих тратах и стараются сберегать средства, так как у них остается меньше свободных денег после уплаты основных расходов. Это сказывается не только на тратах на развлечения, но и на их хозяйственных расходах. Потребители стали чаще покупать более дешевые продукты питания, откладывают замену основных предметов домашнего обихода и техники", - комментирует директор отдела потребительских исследований Nielsen в Северо-Восточной Европе Мачей Пшибиш.
Согласно исследованию Nielsen, более половины (57%) респондентов в мире верят, что экономики их стран переживают экономический кризис.