Эксперты Давоса написали сценарии развития России
Наша страна переживает поворотный момент в своей истории, уверены эксперты открывшегося в Давосе Всемирного экономического форума
Экономисты открывающегося в Давосе очередного Всемирного экономического форума (WEF) разработали сценарии развития экономики России. Для этого они опросили 350 российских бизнесменов и экономистов.
Позитивного сценария для России в ее нынешнем виде нет. Для нее одинаково плохо и падение цен на нефть, и их рост - и то и другое загонит Россию в кризис. В первом случае это случится быстрее, а во втором система будет разваливаться медленно.
Лучший сценарий для России - это бурное развитие отдельных регионов, несмотря на проблемы центра. Некоторые из них, устав от бездействия федеральных властей, начнут реализовывать собственные программы борьбы с коррупцией и улучшения инвестиционного климата. Драйвером роста экономики станут местные центры, которые будут привлекать иностранные инвестиции. Однако это чревато разделением страны на процветающие и депрессивные регионы. Распад может предотвратить только "прозрение" федеральных властей, которые позаимствуют опыт самых успешных регионов и будут проводить политику по улучшению бизнес-климата для всей страны.
Нынешняя модель экономики России не работает
Россия сейчас переживает поворотный момент в своем развитии. Стабильность экономической модели российской экономики вызывает сомнения. Россия больше не может полагаться на рост экспорта, а также на централизованную политическую и экономическую систему.
В основе успехов российской экономики в 2000-е годы был существенный рост цен на нефть и экономические реформы, которые были проведены в начале 2000-х годов.
Падение ВВП на 8% во время кризиса доказало, что российская экономика слишком сильно зависит от ситуации в мировой экономике. Особенно это касается зависимости России от экспорта нефти и газа.
Россия заняла 67-е место в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Это относительно высокое место получено благодаря сбалансированному бюджету.
По качеству же институтов Россия занимает лишь 133-е место, а по инновационному потенциалу – 85-е. Финансовый, товарный рынки и рынок труда остаются недостаточно эффективными. Россия также страдает от неспособности адаптировать новые технологий.
В WEF определили три основные угрозы для российской экономики в ближайшие годы.
Мировой рынок энергетики: между падением цен и их ростом
Из-за сырьевого бума в России постепенно в упадок пришли другие сектора экономики и институты. Бюджет оказался зависим от цен на нефть: цена, при которой балансируется бюджет, выросла с $34 за баррель до $117.
В ближайшие годы России придется столкнуться с совершенно новой ситуацией на рынке энергетики. К 2020 году США могут потеснить Россию и Саудовскую Аравию с места самого крупного производителя нефти в мире. Существует вероятность, что американская "сланцевая революция" распространится и на другие страны, прежде всего на Китай и Европу. В любом случае цены на нефть снизятся.
На рынке газа представляют опасность также новые игроки вроде Ирана. Россия могла бы выиграть от создания организации вроде ОПЕК, но на рынке газа. Она могла бы эту организацию возглавить.
Будущему России угрожают плохие институты
Россия страдает от низкой эффективности институтов. Вести бизнес в стране сложно из-за административной нагрузки. При этом штат государственных работников расширяется, а зарплаты в госсекторе растут.
Еще одна проблема – непредсказуемость регулирования. Компании и бизнес просто не знают, как изменится регулирование и как применяется его текущая версия. Это становится хорошей почвой для коррупции. Россия является одной из самых коррумпированных крупных экономик мира.
Коррупция стала важной частью системы распределения богатства в России. Многие даже уверены, что это необходимое зло.
Это подрывает прибыльность компаний, а также снижает потенциал роста экономики страны.
Особенно это заметно на примере инвестиций в инфраструктуру: несмотря на нефтяное богатство, Россия находится лишь на 101-м месте из 144 стран по уровню развития инфраструктуры, согласно Глобальному индексу конкурентоспособности.
Из-за плохих институтов снижается качество системы здравоохранения и образования.
Проблемы с институтами приводят к оттоку капитала, у бизнеса нет стимулов для того, чтобы делать инвестиции в стране.
При этом особенно серьезные проблемы с институтами наблюдаются на федеральном уровне. Правительства регионов часто оказываются более эффективными. Так, Москва занимает последнее место в рейтинге 30 городов по доступности ведения бизнеса, а Санк-Петербург – на 22-м месте.
Россия страдает от социальной разобщенности
Социально сплоченные общества готовы принимать и проводить сложные реформы. В таких странах граждане готовы потерпеть краткосрочные проблемы ради блага в долгосрочной перспективе.
Если социального согласия нет, то граждане не верят правительству, а институты работают неэффективно. Проводить реформы в таком обществе сложно.
В России в последние десятилетия серьезно увеличился средний класс. Но расслоение общества остается значительным. 100 миллиардеров владеют 30% богатства страны.
Рост среднего класса создает определенные риски: именно эта группа общества наиболее активно добивается реформ и выражает недовольство нынешним положением вещей. Рост доходов уже не приводит к серьезному росту уровня удовлетворенности жизнью в стране в целом.
Три сценария будущего России
Ситуация в России может развиваться по трем основным сценариям.
Сценарий 1: регионы проводят реформы
Федеральная система стагнирует, но бизнес и региональные власти решают, что им нужно двигаться дальше, не смотря ни на что.
Федеральные власти не готовы пойти на реформы, ведь цены на нефть остаются высокими. Но регионы это не устраивает, ведь они уже пострадали от того, что на федеральном уровне их потребности не были учтены. Сокращение расходов федерального бюджета практически довело некоторые регионы до банкротства.
Некоторые регионы решили создать собственные бренды, которые могли бы служить знаком качества и надежности для иностранных инвесторов. Российские города стали новыми центрами экономики и политической власти в России.
На региональном уровне проведены программы борьбы с бюрократией, изменены налоговые режимы и реализованы программы для привлечения высококвалифицированных специалистов.
Цены на нефть и газ медленно снижаются со $120 за баррель до $70 - 80. Именно поэтому российские власти ограничивают финансирование регионов.
Зато развивающиеся страны, которые продолжают быстро расти, предъявляют более высокий спрос на другие ресурсы, которые есть у России, - землю, воду и продукты питания. Это привлечет инвесторов из Китая и стран Персидского залива в российские регионы, которые активно проводят реформы.
Российская экономика делится на два совершенно разных "мира". Регионы, проводящие реформы и богатые природными ресурсами, процветают. Регионы, которые не стремятся проводить реформы и у которых нет запасов ресурсов, приходят в полный упадок. Растет региональное разделение. Предотвратить его могут лишь федеральные власти, если попытаются провести реформы во всей стране.
Сценарий 2: шаткая стабильность
Кризис в мире продолжается. Развивающиеся страны постепенно привыкают к новым условиям. В результаты цены на нефть падают до $60 за баррель.
Правительство больше не может не только наращивать госрасходы, но и поддерживать их нынешний уровень. Это угрожает пенсиям, зарплатам бюджетников, инвестициям в инфраструктуру и др.
Российские власти начинают целевое сокращение расходов, например оборонного бюджета. Власти всячески пытаются поддержать нынешние механизмы распределения доходов и предотвратить рост социальной напряженности.
В стране случается паралич власти: ни о каких реформах не может быть и речи. Присутствие государства в экономике растет, а нефтяной и газовый секторы оказываются в руках одной крупной компании. Да и вся Россия теперь напоминает одну гигантскую убыточную компанию.
Популистские меры правительства подрывают макроэкономическую стабильность России. Правительство вновь вводит ограничение на движение капитала. Ситуация с бюджетом становится все более опасной, резервы исчерпаны, а кредитный рейтинг России снижается. Частный сектор стагнирует - все опасаются роста нагрузки со стороны государства.
Проигравшие - богатые люди и средний класс. Пенсионеры и другие люди, зависящие от государства, в краткосрочной перспективе не пострадают.
Если власти ничего не сделают, систему ждет коллапс.
Сценарий 3: Россия упустит все возможности
Мировая экономика стабилизируется. При этом геополитические конфликты продолжаются, что приводит к новому росту цен на нефть.
Россия выигрывает от роста цен на ресурсы. Азиатские страны готовы покупать ресурсы у России. Она становится ключевым поставщиком сжиженного газа для Японии и Южной Кореи.
При этом старые месторождения истощаются, а для разработки новых нужны инвестиции и технологии. Власти стараются оградить энергетический сектор от различных барьеров и препятствий для ведения бизнеса.
В России наступает новый период процветания. Средний класс растет, а уровень жизни повышается. Но людей это радует все в меньшей степени, ведь они не могут реализовать в стране свой личный и профессиональный потенциал. Россияне недовольны своей жизнью.
Услуги государственного сектора не становятся лучше, в России наблюдаются проблемы с образованием и здравоохранением. Коррупция также никуда не исчезла. Люди боятся за сохранность того, что было ими заработано.
В элитах начинается раскол: часть из них хочет и дальше зарабатывать на энергетическом секторе, а часть требует реформ. Договориться между собой две группы не в состоянии.