ЕЦБ теряет доверие богатых европейских стран

Иран ищет инвесторов на Западе; Германия рискует, выводя сберегательные кассы из-под действия европейских банковских нормативов; лондонский рынок недвижимости скоро начнет остывать; японская "абэномика" буксует из-за спада внутреннего потребления

Фото: Reuters

Вопрос о ставках расколол ЕЦБ

На прошлой неделе ЕЦБ принял важное решение о дальнейшей судьбе еврозоны - регулятор решился на снижение ставки на 25 б. п. Но не все в штаб-квартире Европейского центробанка во Франкфурте согласны с этим решением: внутри ЕЦБ растет противостояние между странами Южной и Северной Европы, пишет Financial Times.

Как только рыночное давление на страны еврозоны снизилось, представители страны Южной и Северной Европы начали жестко отстаивать национальные интересы в управляющем совете ЕЦБ. В совете сейчас 23 члена.

В четверг представители Германии возглавили своего рода небольшой переворот: они были не согласны с решением снизить ставки. Вместе с двумя представителями Германии против снижения ставок голосовали представители центральных банков Австрии и Нидерландов.

Решение регулятора затем раскритиковали многие СМИ, немецкие политики и влиятельные консервативный немецкий экономист Ханс-Вернер Зинн. По оценкам одного из высокопоставленных чиновников, примерно четверть управляющего совета не согласна с Марио Драги по целому ряду решений.

Противостояние политики ЕЦБ со стороны Германии может повлиять на возможность регулятора принимать решения по борьбе с дефляцией и другим важным для Берлина вопросам. В том числе это касается и будущего банковского союза,  а также предоставления дешевых кредитов европейским банкам.

ЕЦБ теряет доверие крупных европейских экономик, главным образом Германии, принимать решения в таких условиях становится все сложнее, признался один из участников споров. Драги обвиняют в том, что он защищает интересы Италии, которая сейчас находится в глубокой рецессии. 

Иран пытается привлечь инвестиции от западных компаний

Переговоры Ирана и западных стран закончились ничем: после двух дней интенсивных переговоров в воскресенье какой-либо договоренности между сторонами по ядерной программе Ирана не было достигнуто.

Однако Иран тем временем начинает новую кампанию: он стремится привлечь иностранных инвесторов, в основном западных, в газовые и нефтяные компании. Пока их руки связаны санкциями, пишет The Washington Post.

Иранская сторона предложила нефтяным компаниями обсудить возможность возвращения в Иран. В стране даже начали назначать чиновниками людей, которые известны среди западных компаний своим деловым подходом. Эти чиновники как раз и дают понять, что иранская сторона готова заключать с западными компаниями договоренности на привлекательных для них условиях.

Пока экономика Ирана страдает от санкций: они ограничивают экспорт нефти, не дают получить оплату за предыдущие поставки и сдерживают рост инвестиций. Западные компании смогут полноценно инвестировать в страну лишь тогда, когда санкции будут сняты.

Однако даже незначительное ослабление санкций, например, на расчеты с центробанком страны позволят китайским и другим покупателям иранской нефти выплатить стране десятки миллиардов долларов, которые они должны ей за предыдущие поставки.

Экспорт нефти составляет практически 80% от зарубежных доходов страны и половину от доходов ее бюджета. Иран сейчас явно готов сотрудничать со странами Запада.

Эта готовность уже приводит к снижению премии за риск по нефти, ведь инвесторы больше не ожидают военного конфликта в стране. Лишь возможность того, что США атакуют ядерные объекты в Иране, приводила к росту цен на нефть на $5 - 15 за баррель. Но сейчас рынки, наоборот, ждут, когда Иран вновь сможет открыто торговать нефтью.

Германия защитила свои мелкие банки от правил ЕС

Государственные сберегательные банки Германии стали одними из самых влиятельных кредиторов в мире,

пишет The Wall Street Journal. В отличие от крупных американских и европейских банков имидж небольших немецких банков, известных как Sparkassen, не пострадал во время кризиса. Они могут рассчитывать на политические связи, причем достаточно обширные - от местных советов до федерального правительства в Берлине и Европарламента.

Еще в декабре прошлого года, во время обсуждений банковского союза и функции ЕЦБ как регулятора, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле настоял, чтобы деятельность всех 417 сберегательных банков регулировалась только немецкими властями. Исключением станет лишь крупная Hamburger Sparkasse.

ЕЦБ будет вести прямой надзор над банками, активы которых превышают 30 млрд евро. Фактически немецкие банки будут защищены от действий регулятора: он не сможет выявлять и ликвидировать слабые организации. Совокупный баланс Sparkassen вырос до 1 трлн евро, но они также являются исключением из правил ЕС по необходимому капиталу банков. Это позволяет им экономить миллиарды евро.

Сберегательные банки специализируются на депозитах и кредитовании местных компаний в Германии. Без них сложно представить себе жизнь в регионах страны. 240 тысяч сотрудников Sparkassen регулярно посещают начальные школы, чтобы уговорить старшеклассников открыть свою первую сберегательную книжку. Так они получают клиентов, которые будут пользоваться их услугами всю жизнь. Это очень выгодно с учетом немецкой бережливости.

Sparkassen владеет государство, а это значит, что их доходы уйдут в казну местных бюджетов. Они активно занимаются благотворительностью, например, строят парки или спонсируют проведение спортивных мероприятий. Местные политики благодаря их средствам могут реализовывать свои цели.

Однако эксперты уверены, что не все так просто. Sparkassen создают серьезный прецедент - на них не распространяется единое для ЕС банковское законодательство. В случае кризиса на уровне Sparkassen в Германии могут возникнуть серьезные проблемы. Такое случилось в США в 1980-е годы с местными банками и ипотечными компаниями и в Испании во время текущего кризиса.

В Лондоне строят слишком дорогие дома

Рынок недвижимости Лондона сталкивается с избыточным предложением дорогой недвижимости, которая сдается в аренду, пишет Financial Times. При этом явно ощущается нехватка предложения дешевого жилья, уверены в компании Savills.

В последние месяцы иностранные покупатели ринулись на рынок лондонской недвижимости. Политики даже начали обсуждать возможность введения специальных налогов, которые снизят приток иностранных инвестиций.

В прошлом году иностранцы потратили примерно семь миллиардов фунтов на покупку недвижимости в Лондоне. На долю британцев пришлось лишь порядка 20% покупок дорогой недвижимости. 2/3 покупателей даже не собираются жить в этих домах и квартирах. Они покупают их с инвестиционными целями.

В год Лондону не хватает примерно 50 тысяч новых домов. Однако практически все новое строительство предназначено для удовлетворения спроса иностранцев на дорогую недвижимость, то есть которая стоит дороже тысячи фунтов за кв. фут. В месяц подобную двухкомнатную квартиру можно сдать в аренду за 5 тысяч фунтов.

Девелоперы уже начали возводить роскошные дома в менее модных и престижных районах. А это значит, что спрос на них в будущем может снижаться. Рост продаж уже замедлился, что может быть связано с избытком предложения.

Абэномика столкнулась с проблемами

В Японии сейчас проводится крупнейший эксперимент по оживлению экономики. Однако статистика, которая должна быть опубликована на этой неделе, может нанести удар по "абэномике". Рост экономики в третьем квартале может снизиться в два раза по сравнению с первой половиной года, пишет The Wall Street Journal.

Экономисты опрошенных газетой ожидают, что в третьем квартале ВВП страны вырастет на 1,7%. В первом и втором квартале ВВП рос на 3,8% и 4,1% соответственно.

План премьер-министра Синдзо Абэ основан на снижении курса иены и временном росте расходов на инфраструктуру. Слабые результаты за третий квартал не означают, что он провалился. Однако восстановление от спада, которые длился примерно два десятилетия, продолжает оставаться довольно хрупким.

Оно зависит от колебаний рынков как внутри страны, так и за границей, особенно в развивающихся странах вроде Бразилии и Индонезии. Рост зависит от экспорта и государственного стимулирования. Экономике Японии никак не удается переключиться на внутреннее потребление. Аналитики советуют руководству страны идти на более агрессивные реформы.

Новости