Конфунций научил китайцев терпеть и рисковать

Ценности конфунцианства часто называют консервативными, записывая в консерваторов всех исповедующих их китайцев, тайваньцев, корейцев и японцев. Они не консерваторы, уверены экономисты, все наоборот: Конфуций воспитал в них склонность к риску и умение терпеть

Фото: Reuters

Хьюстон. 25 октября. FINMARKET.RU - Конфуцианские ценности широко распространены в Восточной Азии: Китае, Тайване, Гонконге, Сингапуре, Южной Корее и Японии. Оказалось, именно в них кроется секрет успешного экономического роста многих азиатских экономик, выяснили Элейн Лю из Университета Хьюстона, Цзюань Мэн из Пекинского университета и Джозеф Тао-Йи Ван из Национального университета Тайваня.

Они провели исследование и обнаружили, что ключевыми компонентами экономического роста в Тайване и Китае являются именно конфуцианские акценты на важности человеческого капитала, воспитанные учением настойчивость, любовь к риску и одновременно надежности.

  • Конфуцианство часто рассматривают как консервативное учение, поэтому исследователи предположили, что эффект от конфуцианства будет выражен в виде неприятия риска и потерь.
  • Сам Конфуций прямо не говорил, что риск - это плохо, но косвенно его учение подтверждает, что, рискуя, человек ставит свои интересы выше коллективных: "Тот, кто понимает судьбу, не будет стоять под шатающимися стенами".
  • Исходя из его изречений, ученые сделали вывод, что эта философия должна воспитывать терпение. "Нетерпение в тривиальных вещах может разрушить важные стремления."
  • Конфуцианство также утверждает, что надежность более ценна, чем доверие. У философа есть такие высказывания: "Я не знаю, как существует человек без правдивости", "Я ежедневно проверяю себя в том, был ли я правдив в ведении дел с другими, был ли я надежен в общении с друзьями, освоил и практикую ли я наставления моего учителя". Значит, те, кого воспитывали на "заветах" Конфуция, должны ценить надежность.

Конфуцианцы правят Конфуция

Исследование было проведено среди студентов Национального университета Тайваня и Пекинского университета, которых привлекали с помощью раздачи листовок в кампусах и по электронной почте.

  • Выборка составила 380 молодых людей: 195 тайваньских студентов и 185 китайских.
  • В общей сложности было проведено 19 экспериментальных сессий с сентября 2012 года по апрель 2013 года.
  • Во время экспериментов студентов рассаживали в случайном порядке, выдавали инструкции и просили не общаться друг с другом. Цели эксперимента участникам не раскрывали.
  • В каждом институте студентов поделили на группу проверки конфуцианских "рефлексов" и простую группу.
  • Студенты участвовали в играх, которые были разработаны, чтобы выявить их индивидуальное отношение к риску, потерям, убыткам, терпению, доверию и надежности.
  • В экспериментальных играх назначался денежный приз. В начале эксперимента каждый участник получал по 100 жетонов, в ходе игры им передавали еще около 400 жетонов.
  • В конце эксперимента за каждый жетон, который они заработали, им выдавали или тайваньский доллар, или китайский юань.
  • Для выявления закономерностей использовался метод прайминга - актуализации и активации установки, которая уже заложена. По сути, это проверка условных рефлексов, которые появляются в различных ситуациях у тех, в ком заложены конфуцианские ценности.
  • Для активации "конфуцианства" в студентах первой группы им выдали шесть классических текстов Конфуция и просили исправить внесенные туда исправления. Вторая получила шесть "псевдоконфуцианских" предложений, которые также нужно было отредактировать.
  • Учитывались возраст, пол, образование родителей, ответы на вопросы о воспитании, которые помогали определить, как много внимания родители участников уделяли воспитанию в детях традиционных ценностей.

Конфуций - бог азарта и финансовых пирамид

Выдвинутая учеными гипотеза - "конфуцианцы" будут нетерпимы к риску и убыткам - потерпела полный крах. Они действительно более надежны и терпеливы, но еще любят поставить все на кон.

  • Эксперимент показал, что группа "конфуцианцев" выбирала безопасные пути получения жетонов гораздо реже, чем "простая" группа. Таким образом, в первой группе оказались студенты, больше любящие риск.
  • В распределении по неприятию убытков и потерь первая группа также оказалась более терпимой: "конфуцианцы" выбирали меньше вариантов, где убытки меньше, а значит, показали более высокую терпимость к потерям.
  • В инвестиционной игре, где инвесторам предлагали вложить 0, 25, 50, 75, 100, 125 или 150 жетонов вместе с анонимным партнером, "конфуцианцы" выбирали более опасные способы вложений по сравнению с нейтральной группой.
  • "Простые" студенты обычно инвестировали только половину жетонов, а "конфуцианцы" - либо 0, либо все 150. Это говорит о том, что после активации в них конфуцианских ценностей, они стали более терпимо относиться к риску.
  • В этой же игре студенты получали 0, 75, 150, 225, 300, 375 или 450 жетонов. Они должны были вернуть своему анонимному партнеру его "дивиденды". Оказалось, что "конфуцианцы" возвращают гораздо больше жетонов, а значит, они не жадины и более надежны.

Коммунисты пытались убить конфуцианство в китайцах, но ничего не вышло

В ходе экспериментов выяснилось, что реакция китайских и тайваньских студентов на них отличается: часть студентов Пекинского университета негативно реагировали на конфуцианские ценности.

Китайские студенты из группы "конфуцианцев" больше любят риск и меньше боятся потерь и убытков, но более нетерпеливы по сравнению с тайваньскими.

Можно объяснить это тем, что китайские студенты старше и их родители образованнее, но, главное, в 1960 - 1970-х гг. в Китае произошла культурная революция, которая была основана на неприятии конфуцианских ценностей, а на Тайване они относительно хорошо сохранились.

Новости