Россия напрасно мучается от требований ВТО

Российские чиновники не умеют работать во Всемирной Торговой Организации, они даже вряд ли наскребут на членские взносы в эту организацию, установили в Счетной палате

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 6 мая. FINMARKET.RU - В Счетной палате рассмотрели все обязательства, которые на себя наложила Россия в процессе присоединения к ВТО и все меры, которые ей можно и должно предпринимать для стимулирования внутреннего производства. А потом сравнили их с тем, что происходит в действительности. Результат оказался неожиданным: пошлины у нас ниже, а объем господдержки проблемных отраслей меньше, чем это допускает соглашение о нашем присоединении к ВТО. Фактически, преимущества членства в торговом союзе не используются - даже членские взносы мы не собираемся платить в должном объеме.

О заключении аудиторов "Финмаркету" рассказал источник в Счетной палате. По его словам, оно подписано заместителем Сергея Степашина Валерием Гореглядом и девятью аудиторами из тринадцати. Источник пересказал "Финмаркету" основные тезисы заключения Счетной палаты. Аудиторы прямо не говорят об этом, но по прочтении их отчета создается впечатление, что ВТО оказалась совершенно не нужной российскому правительству, которое так долго и настойчиво пыталось туда вступить.

  • После вступления России в ВТО были отменены лишь пять ограничительных мер, действующих в отношении российских производителей (в том числе, знаменитая поправка Джексона-Вэника и, например, запрет на ввоз алкоголя в Киргизию). По данным на 1 января 2013 года против России проводилось три антидемпинговых и два специальных защитных расследования и девять пересмотров этих мер. В Органе по разрешению споров (ОРС) ВТО ежегодно возможно инициирование около 6-7 дел, затрагивающих интересы России. Только адвокатское сопровождение каждого из них обходится ориентировочно в $2 млн. Однако в федеральном бюджете подобные расходы на 2013 год тоже не предусмотрены. Это значит, что мы не пользуемся возможностями, которые дает нам ВТО.
  • Аудиторы Счетной палаты приводят еще множество примеров того, насколько безалаберно построена работа по интеграции в ВТО. Начиная с того, что никто не озаботился подготовкой специалистов для работы с этой организацией (все ограничилось недельными курсами повышения квалификации для высших руководителей министерств и ведомств) и заканчивая тем, что План адаптации российской экономики к работе в условиях членства в ВТО фактически сорван: из 36 пунктов плана, имеющих срок исполнения октябрь 2012 - январь 2013 года полностью исполнены лишь десять пунктов. На другой чаше весов - лишь отдельные случаи защиты российских производителей, которые смотрятся скорее исключением из правила.
  • Уровень средневзвешенных ставок импортных пошлин по окончании переходного периода, связанного с вступлением России в ВТО, должен составлять 7,8%. Это значительно меньше, чем сейчас в других развивающихся странах-членах ВТО (в Бразилии - 13,7%, в Южной Корее - 12,1%, в Китае - 9,6%), но больше, чем в развитых (ЕС - 5,1%, США - 3,5%). Но уже сейчас Россия перевыполнила план: ставка составляет 7,4%, а к 2015 году, согласно Основным направлениям таможенно-тарифной политики, снизится до 5,9%. По 74 товарным группам пошлины ниже предельных ставок в обязательствах России перед ВТО.
  • Уступает мерам поддержки, применяемым в странах-членах ВТО - и по масштабам и по эффективности действующая в России система господдержки экспорта, пишут аудиторы. Различия - на порядки не в пользу нашей страны: по итогам 2012 года - $0,1 млрд на фоне $20 млрд в Германии, $21 млрд - в США, $49 млрд - в Китае, и даже $11 млрд - в Индии. Экспортируемые этими странами товары поступают и на российский рынок, отмечают в СП.
  • До сих пор не создано постоянное представительство России при ВТО. Поручения Минэкономразвития, МИДу и Минфину на этот счет давались в 2012 году дважды, но так и не выполнены. Деньги на функционирование постпредства (около 100 млн руб. в год), а также 370 млн руб. на покупку здания в Женеве в федеральный бюджет на 2013-2015 годы не заложены. Даже ежегодный членский взнос России в ВТО в бюджете запланирован в меньшем размере, чем необходимо: 3,7 млн швейцарских франков против 4,1 млн. Функции постпредства до сих пор выполняет группа специалистов Минэкономразвития в постпредстве России при отделении ООН в Женеве.

Между тем, зависимость России от внешних рынков растет. Импорт в некоторых товарных группах растет быстрее собственного производства.

Импорт догоняет и перегоняет отечественное производство

Алексей Портанский, профессор ВШЭ

"Отчет Счетной палаты абсолютно адекватный, правдивый. Он говорит, что правительство, к сожалению, плохо подготовилось к нашему членству в ВТО. Даже финансирование создания представительства не заложено. Нет денег на наше участие в работе органа по разрешению споров. Это не лезет ни в какие ворота.

Еще одной тяжелейшей проблемой является то, что мы не успели в достаточном количестве подготовить кадры, умеющие работать по правилам ВТО. Если с финансированием вопрос можно решить в срочном порядке, то на устранение кадрового пробела потребуются годы".

Виталий Кандалинцев, Академия народного хозяйства и госслужбы при правительстве РФ

"Отставание административного аппарата вполне понятно. Наша страна имеет всего чуть более двух десятков лет опыт работы в условиях рынка. Многие инструменты, которые в западных странах развивались столетиями, приходится создавать заново. Сырой закон может принести больше вреда, чем пользы.

Легко говорить тарифной защите нашего рынка. Но у нас в крупных городах очень велика доля импортного продовольствия. Даже масло из Новой Зеландии привозят. Подними пошлины, и все это ляжет на плечи потребителей. У нас население и так большую часть зарплаты тратит на питание. Тут же начнутся социальные проблемы. Низкие пошлины - это плата за политическую стабильность".

Наталья Волчкова, профессор РЭШ

"Законотворческая работа идет довольно вяло. Законодательных инициатив с момента вступления России в ВТО было принято минимально.

Но по общению с представителями правительства можно сделать вывод, что их план адаптации к условиям ВТО, принятию превентивных мер, связан с шагами, которые могут быть приняты на уровне нормативных актов правительства и министерств. Дискуссии перешли в рабочую плоскость.

В целом можно было сделать больше. Расчеты правительства, что 40-50 специалистов по ВТО, которых выпускает ВШЭ, Академия внешней торговли, будет достаточно, скорее всего, не верны. Да, ВТО прежде всего затрагивает вопросы государственной политики. Но использовать ресурс ВТО могут и компании, причем, не только крупные, но и средние и малые. Для этого нужны юристы. Издержки от медлительности правительства мы пока определить не можем. Нет статистики. Она приходит с запаздыванием на год".

Новости