Обама и Байден о России, свободе и лучших временах

Кандидат в президенты США и его напарник выступили на съезде Демократической партии в Денвере с программными речами. России досталось от обоих - хотя упомянули ее вскользь, в контексте "проблемных регионов"

Фото: Reuters

Москва. 29 августа. INTERFAX.RU – Американский сенатор Барак Обама, теперь уже официальный кандидат в президенты США от Демократической партии, и его напарник сенатор Джо Байден, претендующий на пост вице-президента, выступили с программными речами на съезде демократов в г. Денвере, штат Колорадо.

Обама, стяжавший славу прекрасного оратора, на этот раз говорил без малого сорок две минуты. Во время выступления он то и дело обращался к своему конкуренту – республиканцу Джону Маккейну, и критиковал его за неповоротливость, каждый раз в разных формулировках повторяя свой предвыборный лозунг: "Верить в перемены".

Говорил Обама в основном о внутренней политике – для американцев это всегда было приоритетно, – о безработице, кредитах и социальных программах, не забывая приводить конкретные примеры из жизни. Основной призыв концентрировался в короткой, как любит темнокожий сенатор, резюмирующей фразе: "Восемь лет республиканства – достаточно". Именно столько провел у власти Джордж Буш, и теперь, по мнению Обамы, пришло время сменить хозяев Белого Дома.

Байден, кстати, в своей речи даже изобразил оговорку: "Такова нынешняя Америка, которую нам оставил Джордж Буш, и она останется такой же, если Джордж – простите, Джон Маккейн будет избран президентом… Гм, оговорка по Фрейду!" Но о нем позже.

Барак Обама, несмотря на увлеченность внутригосударственными проблемами, не мог не коснуться международной политики (хотя раскрывать тему доверил более опытному в этом вопросе Байдену). Россия была упомянута всего один раз, сразу после международных террористов.

"Я положу конец войне в Ираке и завершу борьбу с "Аль-Каидой" и "Талибаном" в Афганистане, – обещал кандидат. – Я реформирую наши вооруженные силы, чтобы подготовить их к будущим конфликтам. При этом я намерен вернуться к жестким, последовательным дипломатическим мерам, которые заставят Иран отказаться от разработки ядерного оружия и остановят агрессию России. Я верну нам нашу репутацию, и Америка вновь станет той надеждой, которую в ней всегда видели те, кто призывал трудиться на благо свободы, кто стремился жить в мире, те, кто ждал лучших времен".

Обама обрушился на Маккейна с критикой за его позицию касательно Ближнего Востока. По его мнению, республиканцы совершили там множество ошибок, и первой из них была сама иракская кампания.

"Когда сенатор Маккейн вскоре после трагедии 11 сентября заговорил о вторжении в Ирак, я встал и выступил против этой войны, – сказал он. – Потому что знал, что она не поможет нам устранить ту угрозу, с которой мы тогда столкнулись. Когда же Маккейн предложил "быстренько" разобраться с Афганистаном, я возразил, и потребовал ввести туда наши войска, чтобы раз и навсегда покончить с террористами – теми самыми, которые атаковали нас 11 сентября".

"Джон Маккейн любит говорить, что готов преследовать Усаму бен Ладена до самых Врат Ада, но на самом деле он не дойдет даже до той пещеры, где этот тип скрывается", – скептически заметил Обама.

Интересно, что в этот раз он много говорил об армии – многие политологи считают силовой аспект его слабым местом, и на то же часто нажимает Маккейн – дескать, молодому человеку еще рано доверять ядерный чемоданчик.

"Как Верховный Главнокомандующий, я буду всегда стоять на страже своей нации, но я никогда не отправлю своих солдат воевать без четко сформулированной задачи и полной экипировки, необходимой для ведения боевых действий", – пообещал Обама.

В очередном пассаже в адрес Маккейна он намекнул, что патриотизм – вещь само собой разумеющаяся, и с одной лишь ее помощью выборы не выиграешь. "Я люблю эту страну, и вы тоже, и Джон Маккейн. Люди, сражавшиеся за Америку на поле боя, могли быть республиканцами или демократами, но они бились вместе под одним флагом – все они служили Соединенным Штатам Америки. Поэтому я хочу вам сказать одну вещь, Маккейн: мы все ставим страну на первое место".

Более конкретно, хотя и более "простецки" (с многочисленными вкраплениями "ребят", "ну", "я вам скажу") говорил Джо Байден.

Он также начал с экономики и социальных проблем, как и Обама, привел несколько примеров из жизни с цитатами из "подслушанных разговоров" вроде "Скоро на пенсию – как быть?", "Скоро зима – как отапливать дом?", после чего перешел к внешней политике.

"Благодаря внешней политике, которую проводил Буш, мы оказались в глубокой дыре, – констатировал Байден, – где у нас есть лишь несколько друзей, готовых помочь нам выбраться на поверхность".

Точно так же, как Обама, он заговорил о России, когда дошел до перечисления международных угроз, катаклизмов и бедствий: "Администрация Буша не смогла должным образом отреагировать на важнейшие события, которые определили течение XXI века: выход на мировую политическую арену Китая, России, Индии, распространение оружия массового поражения, истощение запасов природных источников энергии, пресной воды. Изменение климата, кризис в Афганистане, возвращение фундаментализма в Пакистане…"

"Леди и джентльмены, – обратился он к тысячам сторонников, собравшимся на денверском стадионе. – Недавно мы увидели последствия пренебрежения тем вызовом, который бросила Россия свободной и демократической Грузии. Барак и я положим конец этому пренебрежению. Мы заставим Россию ответить за ее действия, и мы поможем народу Грузии в восстановлении".

Байден, вслед за Обамой, критиковал Маккейна за бездумную, на его взгляд, политику в Ираке и обещал исправить ошибки республиканцев. Он также обратил внимание на непоследовательность Вашингтона в отношениях с Ираном и другими исламскими государствами, вновь призвав "поверить в перемены", приходящие в Белый дом вместе с демократами.

"Я повторяю снова и снова: один из важнейших выводов, которые мы должны сделать, состоит в том, что Джон Маккейн ошибался, а Барак Обама был прав, и теперь это доказано", – заключил Байден. Под "ошибкой" Маккейна они имел в виду провал операции в Ираке.

Еще один человек из команды Обамы, его главный советник по внешней политике Сьюзер Райс, высказалась на животрепещущую тему: она заявила, что, как кандидат в президенты, он полностью исключает возврат к "холодной войне" с Россией.

"Обама понимает, что мир, в котором мы живем сегодня, – не тот, в котором мы жили поколение назад, – сказала она. – Если бы будем опираться на стратегию второй половины XX века, мы не сможем справиться с проблемами, которые встают перед нами в XXI веке".

Новости