Расходы экономике не помогут

Правительство учло пожелания Владимира Путина и увеличило расходы бюджета-2013 на несколько сотен миллиардов. Политический пинок от президента никак не скажется на экономическом росте: госрасходы растут, а экономика - замедляется

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 20 сентября. FINMARKET.RU - Проект бюджета будет внесен в Госдуму в положенный срок - до 1 октября, заверил всех на заседании правительства в четверг премьер Дмитрий Медведев. Изменения будут, но, несмотря на жесткую критику президента Путина, только косметические. Минфин несколько увеличил расходы за счет негарантированных доходов и найденных резервов.

Министры спорят об экономическом росте

То, что разработанный Минфином вариант бюджета на 2013-2015 годы будет принят без существенных изменений, стало ясно из вступительного слова премьера Дмитрия Медведева. Основные параметры бюджета вытекают из "бюджетного правила", не позволяющего тратить больше нефтегазовых доходов, чем записано в бюджете. "И здесь не может быть никаких компромиссов", - заявил премьер.

При этом деньги на здравоохранение, образование, на повышение зарплат бюджетникам, а также на индексацию пенсий в соответствии с указами президента Путина найти все равно придется. Такая задача, состоящая из противоречащих друг другу посылов, привела к оживленной дискуссии.

Дополнительные деньги может дать только быстрый экономический рост, пытался доказать глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. А он уже замедляется. Действие факторов, способствующих этому, в новом году не прекратится. А значит, негативная динамика второго полугодия по промышленному производству и валовому продукту продолжит свое давление на бюджетные доходы.

На негативном влиянии бюджетной консолидации на экономический рост Белоусов остановился особо. По его словам, такое жесткое сокращение бюджетных расходов проводилось только в странах, переживающих острейший кризис, где доля госрасходов в ВВП несопоставимо больше, чем в России.

Цена такой политики - рост ВВП в следующем году будет на 1 процентный пункт меньше, чем мог бы. А экономический рост нам нужен "не менее чем на 4-5% в год", иначе мы не сможем обеспечить "рост уровня жизни населения, увеличение безопасности и обороноспособности страны", попытался привлечь геополитические аргументы Белоусов.

Министр финансов Антон Силуанов обвинения в подрыве обороноспособности пропустил мимо ушей. Первым делом он уточнил основной параметр, на базе которого рассчитывается бюджет. Белоусов говорил о том, что цена барреля нефти будет составлять $107 в следующем году, $105 - в 2014 и $106 в 2015 году. В Минфине менее оптимистичны: $97, $101, $104 соответственно. А бюджет и вовсе рассчитан по бюджетному правилу исходя из $91, $92 и $93 за баррель - все доходы свыше этой цены идут в Резервный фонд.

Если не сдерживать расходы, то придется выходить на рынок заимствований: будет расти внешний долг, а госзаимствования на внутреннем рынке лишат нашу экономику так необходимых ей для роста средств - больше кредитов никому не достанется.

Но даже в условиях столь жесткой прижимистости для сбалансирования бюджета в него заложены небывалые доходы от приватизации - почти 430 млрд руб. в этом году и чуть менее 600 млрд в 2015. Это при том, что в этом году не будет и 200 млрд из 300 млрд намеченных в бюджете, обратил внимание Силуанов.

"Рост государственного спроса приводит к росту экономики, - согласился Силуанов с Белоусовым, - Но, хочу заметить, что рост расходов не всегда коррелирует с аналогичными темпами экономического роста".

Глава Минфина привел пример докризисных лет, когда ВВП рос быстрее, при существенно меньших (в процентах от ВВП) бюджетных расходах, чем сейчас. Из его слов следовало, что закономерность может быть и обратной.

"Инвестиции должны быть в первую очередь за счёт средств предприятий, реального сектора, иностранных инвесторов, а не за счёт средств федерального бюджета", - уверен Силуанов. Привлечь инвесторов способен как раз жесткий и устойчивый бюджет.

Остальные участники дискуссии проявили себя слабо.

  • Министр здравоохранения Вероника Скворцова просто попросила дополнительно 18 млрд руб.
  • Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов попросил не сокращать расходы на гражданскую науку, министр юстиции Александр Коновалов - дать деньги на зарплату работникам ФСИН, глава МЧС Владимир Пучков - на пожарную безопасность.
  • Вице-премьер Ольга Голодец недоумевала, из каких внебюджетных источников возьмутся деньги на увеличение продолжительности жизни и доступности образования.

Но Медведев подвел итог совещание фразой: "занижение доходов лучше, чем их завышение, потому что это позволяет более трезво, консервативным образом смотреть на наше будущее".

Где найдут деньги на путинские указы

В сухом остатке работы правительства в четверг - решение направить все найденные резервы на выполнение указов президента. Правда, основное бремя по их финансированию все равно ляжет на регионы.

  • На реализацию указов президента РФ от 7 мая нужно потратить 1,145 трлн рублей из федерального бюджета. В 2013 году общий объем средств, направленный на реализацию этих указов, составит 277 миллиардов рублей, в 2014 - 381 миллиард рублей, в 2015 - 487 миллиардов рублей.
  • 1,5 трлн.руб. должны найти регионы: 328 миллиардов рублей в 2013 году, 479 миллиардов рублей - в 2014 году, 673 миллиарда рублей - в 2015 году. Объем расходов субъектов РФ вырастет примерно на 1 триллион рублей и в 2013 году составит 9,1 триллиона рублей. Общий дефицит бюджетов субъектов составит 120,8 миллиарда рублей. По расчетам Минэкономразвития, их доходная база может вырасти за три года на 2,8 трлн рублей.
  • В бюджет поступят порядка 100 млрд руб. дивидендов от компании "Роснефтегаз". "Для выполнения целей этой компании столь значительный объём ресурсов не нужен, а в бюджете деньги нужны", - поддержал Силуанова вице-премьер Аркадий Дворкович. И деньги от приватизации пакета "Сбербанка" - порядка 150 млрд руб., внес свой вклад Белоусов.

Спор о Резервном фонде

Кроме разговоров о возможностях стимулирования экономического роста бюджетными вливаниями, чиновники также поспорили о том, сколько денег нужно откладывать в Резервный фонд, а сколько - тратить на развитие инфраструктуры.

Сейчас действуют следующие правила: в Резервный фонд могут быть отложены только 7%ВВП. Все деньги сверх этого должны идти в экономику.

Министр экономического развития Белоусов считает, что 7% - слишком высокий потолок, его Резервный фонд достигнет только в 2017 году. А деньги на инфраструктуру надо искать уже сейчас. Глава Минэкономразвития потребовал снизить планку наполнения Резервного фонда до 5% ВВП.

Глава Минфина Силуанов с таким подходом не согласился и заявил после заседания правительства, что снижение планки не пойдет на пользу макроэкономической устойчивости. Но в одном вопросе он все-таки пошел навстречу Минэкономразвития. Силуанов не против, если правительство потратит полученные сверх плана ненефтегазовые доходы. Правда, не очень понятно, откуда они возьмутся без экономического роста.

Александр Дерюгин, замдиректора Центра фискальной политики

У Минфина есть одна задача - по возможности не наращивать текущие расходы. Любой кризис, Резервного фонда не хватит, и придется резать по живому. Средств на поддержку экономики тогда вообще не будет.

У Минэкономики цель другая - увеличить рост ВВП. Если ничего не менять - институциональную среду, инвестиционный климат (а в возможность масштабных улучшений по этим направлениям в ведомстве Белоусова, видимо, не верят), то экономический рост можно получить только за счет наращивания госрасходов.

На первый взгляд, в споре выиграл Минфин - расходы увеличены не сильно, и почти подо все подведены дополнительные статьи доходов. Но на самом деле, как бы Минфин не сопротивлялся, но бюджетные расходы в процентах от ВВП сейчас существенно больше, чем они были до кризиса. Своими текущими госрасходами мы сейчас очень сильно стимулируем экономику. Росту это уже не помогает. Минэкономразвития считает, что надо еще больше накачивать экономику деньгами. Рост ВВП - любой ценой.

Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК

В реальность бюджетных правил я не верю. Во-первых, из-за данных социальных обязательств. Во-вторых, цена на нефть может быть и меньше 92$ за баррель, и это фактически сделает его недееспособным. Менять сейчас порог перечисления дополнительных доходов с 7% до 5% тоже вряд ли имеет смысл. Это мы в перспективе хотели достичь 7%, а в следующем году это бюджету ничего не даст.

Лучший способ пополнения бюджета - сделать так, чтобы экономика росла. Прогнозы правительства сейчас исходят из того, что экономика будет расти на 3,5-3,7% в следующем году. По нашей оценке, она вообще в следующем году не будет расти. Промпроизводство уже не растет. Еще и поэтому бюджетное правило работать не будет, его нужно будет нарушать, чтобы выполнять бюджетные обязательства.

Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов

Спор министерств вполне традиционный: нужно ли формировать резервы на более долгосрочный характер с целью их поглощения в кризис или на краткосрочный, а часть доходов тратить на нужды. Никто не может предсказать сейчас, насколько серьезным может быть кризис и как скоро он придет. Безудержно раздувать расходы нельзя, н оставлять их на прежнем уровне противоречит функциям государства. Повышение социальной справедливости - это задача государства, поэтому с другой стороны повышать зарплаты бюджетникам правильнее, чем прятать куда-то эти доходы на черный день. Покупательный спрос населения - тоже важный двигатель экономики.

У регионов, на которых взвалили сейчас дополнительные расходы, действительно небольшие резервы, как государство предполагает. Практика бюджетных кредитов год от года все более популярна, но это не очень позитивная практика. Целесообразнее заменять эту практику безвозвратными и безвозмездными траншами или дотациями.

Новости