Нефть стала заложником финансовых спекулянтов
В мире идет ползучая революция: сырьевые рынки все больше зависят от настроений финансовых спекулянтов и предложения денег. В результате реальные спрос и предложение не оказывают почти никакого влияния на сырьевые цены.
Женева. 20 сентября. FINMARKET.RU - Эксперты ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) выпустили специальный доклад, в котором исследовали волатильность цен на нефть и сырье в целом в последние годы. Причины высокой волатильности, которая растет уже несколько лет - в потере связи сырьевых цен с реальной экономикой. В этом виноваты финансовые спекулянты, влияние которых на сырьевые цены стало критически высоким.
Аналитики отметили несколько факторов, которые способствуют резким колебаниям цен на сырье:
- Растущая интеграция сырьевых рынков с финансовыми;
- Усиливающаяся роль спекулянтов в определении цен на сырьевые деривативы (ценные бумаги, выпущенные на уже функционирующие базовые активы - "обычные" ценные бумаги, товары или валюты), например, контракты на нефть без поставки;
- Некорректность сигналов со стороны финансовых рынков в ответ на аналитические показатели, например на "спрос-предложение-запасы";
Что происходит на сырьевых рынках
Цены на сырье оставались высокими и волатильными весь 2011 год и первое полугодие 2012-го. Так, по статистическим данным ЮНКТАД, средние цены сырой нефти марок Brent, Dubai и WTI в июле 2012 года были на 65% выше аналогичных показателей в период сырьевого бума 2003-2008 гг. При этом наблюдалась повышенная волатильность: если в начале года был бурный рост, то уже во втором квартале было отмечено резкое падение. Тем не менее, к концу августа 2012 г. цены на нефть сумели отыграть свои потери.
Подобная волатильность цен уже давно является ключевым показателем для сырьевых рынков. Но если раньше на передний план всегда выходили специфические для рынков шоки, в частности, проблемы с поставками, то теперь их влияние снижается. Главную роль стали играть финансовые рынки и финансовые манипуляции инвесторов.
Обычно факторами, объясняющими волатильность, считают растущий спрос со стороны развивающихся экономик и недавние нефтяные шоки, связанные с нарушением поставок по причине неблагоприятных погодных условий и запретов на экспорт. Эти факторы, непосредственно относящиеся к реальной экономике, звучат в спорах громче остальных, несмотря на очевидные свидетельства дестабилизирующей роли финансовых рынков.
Безусловно, шоки спроса или предложения все еще могут приводить к колебаниям цен на сырье. Но влияние этих реальных факторов на сырьевые цены все меньше. Объем биржевых деривативов сейчас в 20-30 раз превышает физический объем производства сырья.
Как финансовые спекулянты дестабилизировали сырьевые рынки
Необходимо отметить, что за последние десять лет присутствие финансовых инвесторов на сырьевых рынках значительно увеличилось. Инвестиции в сырье и их деривативы стали частью инвестиционного портфеля в начале 2000-х, и в итоге объем сырьевых активов вырос с 10 млрд долларов (конец 1990-х) до рекордных 450 млрд (апрель 2011, по данным Института Международных Финансов - Institute of International Finance). И если в 90-е годы доля финансовых инвесторов среди всех участников рынка составляла 25%, то теперь это 85%, а в исключительных случаях они представляют 100% участников рынка сырьевых фьючерсов (договоров купли-продажи сырьевых активов в установленный срок в будущем, по цене, установленной в настоящем).
Учитывая столь высокую долю финансовых инвесторов на сырьевых рынках, нельзя не сделать вывод о том, что они оказывают существенное влияние на динамику цен. Сырьевые рынки при этом подпадают под зависимость от цен и показателей финансовых рынков. В настоящее время любой товар или услуга моментально обрастает финансовыми инструментами, деривативами, вследствие чего устанавливается дисбаланс между реальным и финансовым секторами экономики.
Взаимосвязь реальных и финансовых рынков наглядно демонстрирует динамика изменений трех важных показателей - индексов Euro Stoxx 600 (складывается из показателей 600 компаний с большой, средней и малой капитализацией из 18 стран Европы) и Standard & Poor's Goldman Sachs Commodity Index (SPGSCI) (отслеживает динамику цен на 24 сырьевых товара, включая сырую нефть, нефть марки Brent, неэтилированный бензин, дизель, газойль и природный газ), а также цен на нефть марки WTI.
В 2002 году колебания сырьевых рынков были мало связаны с фондовыми
В 2012 году связь очевидна