Утечка мозгов ничего не дает Западу

Всемирный банк развенчивает популярные мифы о российских ученых, уехавших за рубеж. Они не играют какой-либо значимой роли в происходящей в США инновационной революции и занимают, в основном, технические должности

Фото: ИТАР-ТАСС

Вашингтон. 18 сентября. FINMARKET.RU - Экономисты Всемирного банка во главе со Львом Фрейнкманом исследовали российскую научную и инженерную диаспору за рубежом и ее связи с Россией.

В результате, развенчанными оказались почти все мифы о российских ученых в изгнании: утечка мозгов вовсе не так катастрофична, как принято думать, а роль русских в передовых исследованиях сильно преувеличена. Лишь один "миф" был подтвержден - работать в России большинство уехавших не хочет, а условий для сотрудничества с Родиной так и не создано.

Утечки мозгов - не катастрофа

Для начала экономисты решили установить размеры российской научной диаспоры за рубежом. Оценки получились весьма приблизительные, ведь точно подсчитать количество людей с высшем образованием, уехавших за рубеж, сложно.

  • Оценка ОЭСР. С 1996 по 2006 годы в страны ОЭСР из России в среднем уезжало 85 000 человек в год. С 2002 года численность эмигрантов начала снижаться: с пика в 2002 году к 2006 году она снизилась на 30%.
  • В странах ОЭСР в 2000 году проживали 1,5 млн выходцев из России - 61% из них проживает в Германии, а 19% - в США.
  • При этом всего 380 000 из всех иммигрантов считались высокообразованными. 80% из них проживало в США и Германии - всего по 155 тыс в каждой стране.
  • Если экстраполировать эти данные, окажется, что в 2001-2008 годах в страны ОЭСР переселились еще 280 000 высокообразованных российских эмигрантов.
  • Скорее всего, в этих странах проживают 650 000 образованных российских эмигрантов, из которых примерно 450 000 имеют работу.
  • Росстат. У Росстата оценки куда скромнее: сейчас за границей проживает примерно 1 млн россиян, из них примерно 350 000 - высокообразованные иммигранты.
  • Другие оценки. В 2004 году Россия заняла 19 место в мире как источник эмигрантов. При этом люди с высшем образованием эмигрировали из России намного реже, чем из других стран Восточной Европы.

В России принято воспринимать отток высококвалифицированных мигрантов (особенно массовый в 90-ые годы) как национальную катастрофу.

  • Согласно индексу утечки мозгов, который рассчитывает IMD на основе опроса экспертов, Россия занимает 60-ую позицию по этому явлению - это последнее место в рейтинге. Это значит, что Россия в наибольшей степени страдает от утечки мозгов среди всех развитых и развивающихся стран.
  • При этом сама она занимает 28 место по привлекательности для образованных иностранцев.
  • Это уникальное положение: Россия оказывается привлекательной для образованных иностранцев и не привлекательной для образованных россиян. Это как раз и говорит о том, что эксперты, равно как и общественное мнение, переоценивают масштабы утечки.

Российские ученые в США остались на периферии науки

  • Среди русских эмигрантов с 2002 по 2008 год в США степень доктора наук (PhD) получили 1364 человека - это всего лишь десятое место в общем рейтинге стран. В среднем степень в США получают 195 россиян в год.
  • Первое место принадлежит Китаю с 25 000 человек, а затем Индии - с 9600.
  • Доля русских на этом рынке США остается небольшой: она почти в 18 раз меньше, чем у Китая, и в 7 раз меньше, чем у Индии и Кореи.
  • Доля русских среди PhD не растет, а наоборот снижается: в 2008 году степень получили всего 171 человек, что ниже среднего значения за период.
  • При этом 80,5% россиян, получающих степень PhD, собираются остаться в США.

Это означает, что средний российский эмигрант, имеющий высшее образование, в корне отличается от типичного азиата: это молодой человек или человек среднего возраста, который уже получил образование в России, а затем уже в качестве специалиста приехал в США. Такие российские ученые имеют меньше шансов добиться успеха в США: у них нет местных степеней, они не интегрированы в местные научные сообщества и в целом менее конкурентоспособны. Они чаще всего занимают низы академической иерархии США, например, становятся временными преподавателями или менеджерами независимых проектов.

Поэтому влияние россиян на передовые исследования и научные изыскания оказывается весьма скудным, вовсе не таким значительным, как кажется многим в России и как можно было бы ожидать, исходя из данных статистики.

Многие опрошенные ученые это подтверждают: россияне часто не могут найти место в лабораториях. Так многие научные работники, уехавшие в Германию или Израиль, в итоге, сменили род деятельности.

Русские предпочитают Германию

Россияне-студенты, уехавшие учиться за границу, которые, казалось бы, больше приспособлены к жизни в иностранном научном сообществе, в большинстве своем намерены вернуться и поднимать российскую науку.

В 2007 году всего в университетах стран ОЭСР обучалось 36 600 российских студентов, это 1,4% от общего количества иностранных студентов. Доля Китая, для сравнения, составляет 15,2%, а Индии - 5,7%.

  • В последние 10 лет количество российских студентов в странах ОЭСР начало расти. С 2004 по 2007 год оно увеличилось на 16%, хотя темпы прироста иностранных студентов в середине этого десятилетия составляли примерно 10% в год.
  • В отличие от азиатов российские студенты предпочитают континентальную Европу, особенно Германию, куда уехали учиться примерно треть российских студентов. Китайские и индийские студенты отправляются в США и Великобританию. 23% китайских студентов учатся в США против 14% российских.

Рынки труда Великобритании и США более приспособлены для того, чтобы иностранцы могли найти на них работу. Выбор Германии в качестве места обучения свидетельствует о том, что лишь немногие из российских студентов, обучающихся там, готовы эмигрировать.

Россияне не хотят становиться предпринимателями

Иностранные студенты, которые в США изучали инженерные специальности и точные науки, внесли значительный вклад в инновационный бум последнего десятилетия.

  • Хорошо образованных иммигрантов со знаниями точных наук и инженерного дела отличает высокая склонность к предпринимательству - именно они основали значительную часть американских технологических компаний.
  • Именно высокотехнологические компании определяют рост американской экономики и рынка труда. В 16% таких компаний хотя бы один из учредителей является иностранцем.
  • Компании, основанные иммигрантами, в два раза чаще склонны иметь крупных партнеров за рубежом. Таким образом, диаспоры помогают компаниям из развивающихся стран проникнуть на рынок развитых.
  • Из 250 иностранных бизнесменов в США, кто вошел в выборку экспертов доклада Всемирного банка, были представили 54 стран мира. 16% из них индийцы, 10% британцы, а 2,8% - россияне. Они основали 7 компаний из 250.
  • Сейчас примерно 53% ученых в Силиконовой долине - выходцы из других стран. Еще в 1970-х годах таких было всего 10%.
  • В 1990-х годах Силиконовая долина была обязана своим ростом иммигрантам, в основном азиатам.
  • Иммигранты из Европы создали примерно 14% новых рабочих мест в Силиконовой долине, некоторые часть из них была выходцами из СНГ и России. Но существенной роли IT-революции они не сыграли.

В целом российские иммигранты оказываются менее склонны к предпринимательству, чем иммигранты из Азии или других европейских стран.

И только теперь россияне начали догонять выходцев из других развивающихся стран. IMD полагает, что по уровню предпринимательских навыков Россия находится на 36 месте в мире из 60. У Индии - 32 место, а у Кореи- 28.

Возможно, это связано с тем, что в 1990-е годы в России было достаточно возможностей для предпринимательской деятельности, а уезжали те, кто хотел продолжить стабильную карьеру.

Сами россияне редко хотят сотрудничать с эмигрантами

Исследователи провели опрос руководителей крупнейших игроков на рынке высоких технологий в России: "Роснано", "Российской венчурной компании", Ассоциации поддержки малого бизнеса в высокотехнологической сфере, Научного парка МГУ. И выяснили, что возвращаться успешным ученым из-за границы особенно некуда, а если бы такое возвращение состоялось, это мало что дало бы российской экономике:

  • Социальный капитал российской диаспоры довольно низкий.
  • Предпринимательские навыки в россиян-ученых, живущих за рубежом, намного ниже, чем у азиатов.
  • Особенности российских компаний и деловая среда в России снижают и так потенциально низкие шансы на продуктивные предпринимательские контакты с диаспорой.
  • В российской экономике достаточно низкий спрос на инновации. Это связано с концентрацией собственности в руках государства.
  • Российские компании, включая исследовательские центры, довольно негибки, что затрудняет сотрудничество.
  • Деловая среда - негибкая и непрозрачная, стоимость сделок и входа на рынок очень высокая. Выдержать ее могут только крупные компании, а не малый бизнес.

Правда, здесь есть и свои истории успеха.

  • Так Microsoft, Boeing и некоторые другие компании открыли в России исследовательские центры.
  • IPG Photonics, которую создал Валентин Гаповцев, - уникальная история успеха. Компания производит волоконные лазеры, а ее капитализация превышает $1 млрд. Кроме того, Россия заняла свою нишу на мировом рынке программного обеспечения.

Но эти примеры являются, скорее, исключением из правила. В основном россияне не горят желанием работать с эмигрантами. А если это происходит, то успеха добиваются в основном проекты в промышленных центрах: исследования там близки к производству - в Новосибирске, Нижнем Новгороде и других подобных городах.

Ученые-эмигранты готовы помочь российским компаниями за умеренную плату

Ученые также исследовали опыт примерно 600 российских эмигрантов. Две трети из них проживают в США, еще 15% - в ЕС. 90% участников опроса имеют степень доктора наук:

  • Если ученый активно поддерживает связи и является членом сообществ внутри России, это лишь немного увеличивает шансы на то, что он откроет бизнес с партнерами в России. 26,4% опрошенных имеют венчурные компании в России против 10,4% среди тех, кто не поддерживает с Родиной никаких деловых связей.
  • Все респонденты заявили, что бывают в России. Те, кто имеет деловые или научные связи в стране, приезжают чуть чаще. Самые распространенные причины - общение с друзьями, семьей и различные конференции.
  • При этом в Россию хотели бы вернуться 17,5% респондентов, да и то в ближайшие 3-4 года и при определенных условиях.
  • 15,5% респондентов заявили, что у них есть деловые отношения с партнерами в России.
  • 71% респондентов заявили, что их организации ведут деятельность в России. Чаще всего, это исследовательские гранты или коммерческие контракты с российскими компаниями. Однако в последнее время стремительно растет количество неформальных контактов.

Иностранные компании предпочитают иметь с Россией неформальные связи

  • В целом российские инженеры и исследователи имеют более слабые связи с Родиной, чем индийцы или китайцы.
  • Основную информацию о ситуации в России и о том, как вести бизнес в стране, ученые получают от коллег, которые остались в России. Эти же контакты используются и для получения грантов и проведения совместных исследований.
  • 32% опрошенных хотели бы помогать российским предпринимателям. Чаще всего, они готовы это делать в виде консультаций за определенное вознаграждение.

Российские эмигранты готовы поддержать бывших соотечественников советом

Правительству нужно наладить контакт с эмигрантами

Пока власти, общаясь с диаспорой, в основном ведут речь о возвращении ученых в Россию.

Правительство делает лишь ограниченные попытки развить отношения с диаспорой. Например, оно предоставляет небольшие исследовательские гранты, чтобы их получили российские ученые, работающие за рубежом. По условиям грантов они должны были делиться опытом с российскими учеными и обучать студентов. Первый опыт оценивается позитивно.

Делали попытки взаимодействовать с российской диаспорой также "Роснано" и "Российская венчурная корпорация". Также подобное сотрудничество развивается в рамках Сколково.

Но Всемирный банк считает, что пока диаспора российских ученых не сильно заинтересована в сотрудничестве с Россией. И рекомендует правительству кардинально изменить отношения с эмигрантами:

1.Не нужно добиваться возвращения эмигрантов, напротив, с ними нужно развивать взаимодействие в виде различных совместных проектов.

2.Формы подобного сотрудничества необходимо разнообразить, например, активнее развивать проекты совместных инвестиций.

3.Кроме того, нужно смягчать условия, на которых ведется взаимодействие с диаспорой.

4.Необходимо сотрудничать с крупнейшими мировыми исследовательскими и образовательными центрами. Например, хорошо бы создать филиалы таких центров в России.

Стоит задуматься и о развитии институтов: они должны напоминать диаспоре лучшие западные практики. И, наконец, экономика должна быть более дружелюбной к инновациям и нововведениям.

Новости