Европа ищет в "Газпроме" монополиста
Еврокомиссия открыла официальное расследование возможных нарушений антимонопольного законодательства со стороны российского газового концерна
Москва. 4 сентября. INTERFAX.RU - Европейская комиссия открыла формальное расследование вопроса о том, нарушал ли "Газпром" антимонопольные правила ЕС, препятствуя конкуренции на рынках стран Центральной и Восточной Европы.
Как говорится в заявлении ЕК, открытие разбирательства не предопределяет его результаты, а лишь означает, что комиссия будет рассматривать дело в приоритетном порядке. В ЕК также сообщили, что поставили в известность о начале дела "Газпром" и антимонопольные органы стран-членов ЕС.
Европейское законодательство не ограничивает сроков расследования. Его продолжительность зависит от ряда факторов, включая сложность дела, в какой степени компания сотрудничает с комиссией и как применяет право на защиту.
Как отмечается в сообщении ЕК, комиссия опасается, что "Газпром" злоупотребляет доминирующим положением на рынках государств-членов ЕС в Центральной и Восточной Европе, нарушая тем самым статью 102 Договора о функционировании Евросоюза.
ЕК называет три возможных антиконкурентных практики. "Во-первых, "Газпром" мог разделять газовые рынки, препятствуя свободному потоку газа через территорию государств-членов. Во-вторых, газовый монополист мог попытаться помешать диверсификации поставок газа в Европу. Наконец, российский концерн мог устанавливать несправедливые цены на топливо, привязывая его стоимость к ценам нефти", - говорится в сообщении Еврокомиссии.
"Такое поведение может представлять собой ограничение конкуренции и привести к росту цен и ухудшению надежности поставок. В конечном счете, такое поведение может нанести ущерб потребителям ЕС", - подчеркивается в документе.
Напомним, что антимонопольное дело в отношении "Газпрома" европейские чиновники начали почти год назад, устроив в сентябре прошлого года обыски в офисах контрагентов и партнеров российской газовой монополии.
Рейды были проведены в Gazprom Germania GmbH, E.ON Ruhrgas, RWE (Германия), PGNiG, EuRoPol Gas SA (Польша), Vemex ООО (Чехия), OMV, GWH Gashandel GmbH (Австрия), Overgas Inc. AD (Болгария), Panrusgas Co. (Венгрия), Latvijas Gaze JSC (Латвия), Eesti Gaas AS (Эстония), Lietuvos dujos AB (Литва). Как сообщил тогда "Интерфаксу" источник в отрасли, причиной рейдов стала жалоба литовского правительства.
В ноябре в "Газпроме" заявили, что на изучение изъятой документации уйдет около года. В концерне также подчеркнули, что обыски ни в коем случае не означают, что компания и правда допускала нарушение антимонопольного законодательства. "Условия наших договорных отношений с клиентами определяются международно-правовыми обязательствами, коммерческими интересами и соответствующими рыночными условиями. Мы всегда были открыты для диалога с соответствующими органами власти любого государства-члена ЕС, а также Европейской комиссией", - заявили тогда в "Газпроме".
Антимонопольное расследование Еврокомиссии началось всего через несколько месяцев после вступления в силу принятого странами ЕС в 2009 г. так называемого "Третьего энергопакета", запрещающего компаниям, добывающим газ, владеть в Европе трубопроводами.
Документ предписывает всем странам Евросоюза обеспечить разделение бизнеса по продаже и транспортировке газа. Еврокомиссия надеется таким образом повысить конкуренцию в отрасли, создать условия для выхода на рынок новых игроков и снижения цен на энергию.
Принятие и вступление в силу Третьего энергопакета вызвали у российской стороны, считающей, что документ направлен прежде всего на подрыв позиций "Газпрома" на европейском рынке, сильнейшее неприятие. По мнению официальной Москвы, предложения ЕС по энергетическому пакету сводятся к тому, чтобы компании, владеющие трубопроводами, не имели права прокачивать энергоресурсы, в том числе газ, по своим трубам.
Это, как считают в России, может обернуться отчуждением газотранспортных систем в ЕС, доли в которых принадлежат "Газпрому". Третий энергопакет также может повлечь за собой отказ европейских стран от продления долгосрочных контрактов на поставки российского газа.