Министерства требуют льгот и денег

Минэкономразвития недооценивает масштабы обвала экономики в случае снижения цен на нефть до $60 за баррель, считают в других правительственных ведомствах. Чиновники требуют увеличить тарифы РЖД, дать льготы нефтяникам и нарастить бюджетные инвестиции

Фото: Reuters

Москва. 16 августа. FINMARKET.RU - Если Минэкономразвития хотело напугать правительство своими антикризисными сценариями, то у него это не получилось.

Прочие ведомства оценивают перспективы кризиса еще мрачнее. "Финмаркет" уже сообщал о критическом отзыве на прогноз Минфина. Там расчеты ведомства Андрея Белоусова считают излишне оптимистичными. Другие министерства тоже полагают, что падение будет намного более жестким, и даже гигантская девальвация его не смягчит. И заодно требуют для своих отраслей подушку безопасности.

  • Разработанный Минэкономразвития сценарий жесткого кризиса предусматривает падение ВВП России на 2,7%, девальвацию национальной валюты до 45,9 рублей за доллар, 12-процентную инфляцию, сокращение бюджетных доходов на 1,1 - 1,2 трлн руб.

В Минпромторге полагают, что Минэкономразвития недооценивает масштабы падения объемов экспорта, промышленного производства и доходов населения при снижении среднегодовой цены на нефть до $60 за баррель.

В отзыве замглавы Минпромторга Алексея Рахманова (есть у "Финмаркета") критикует сценарии:

  • при сохранении даже в условиях "жесткого" кризиса роста мировой экономики на уровне 1,2% (так написано в сценарии Минэкономразвития), падение цены нефти до $60 за баррель "невозможно без существенного снижения спроса на энергоносители", в том числе, из-за "тенденций изменения энергоемкости" производства;
  • следовательно, российский экспорт уменьшится не только в цене, но и в объемах, а, значит, падение экспорта и ВВП будет более сильным, чем в прогнозе Минэкономразвития (-31% и -2,7% соответственно);
  • даже при снижении ВВП на 2,7%, промышленное производство упадет на 4-5%, а инвестиции в основной капитал - на 10-12% (в прогнозе Минэкономразвития - 1,9% и 9,1% соответственно);
  • если дефицит ликвидности подтолкнет банки к увеличению ставок по депозитам, то объемы розничного товарооборота снизятся заметно сильнее, чем реальная заработная плата (в прогнозе Минэкономразвития - 3,8% и 3,7% соответственно);
  • действие всех этих факторов в совокупности, да еще при оттоке капитала в $80 млрд в год и "при отсутствии значимых компенсационных мер со стороны государства" даже девальвация национальной валюты до 45,9 руб./$ неизбежно приведет к более существенному падению экспорта, ВВП, объема инвестиций, розничного товарооборота и доходов населения, чем предполагают в Минэкономразвития.

В Минэнерго, "с учетом системообразующего характера нефтяной отрасли и ее огромного мультипликативного вклада в экономику", считают снижение добычи и экспорта углеводородов "стратегической угрозой для государства", говорится в отзыве (копия есть в распоряжении "Финмаркета") замминистра энергетики Павла Федорова в аппарат правительства.

Он предупреждает, что при падении цен и спроса на энергоносители объем производства в отрасли сократится из-за увеличения затрат на поддержание добычи и нерентабельности новых месторождений.

Чиновник предлагает:

  • предусмотреть адресную поддержку крупнейшим инвестиционным проектам в нефтяной отрасли;
  • подготовить план налоговых и таможенных льгот по примеру 2008-2009 годов.

Тогда, напоминает Федоров:

  • был повышен необлагаемый НДПИ минимум цены нефти с $9 до $15 за баррель,
  • с двух до одного месяца сокращен период мониторинга цен на нефть на мировых рынках, от чего зависит размер таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты,
  • снижен налог на прибыль (по всей экономике с 24% до 20%);
  • введены льготы по НДПИ и вывозной таможенной пошлине на нефть для отдельных регионов (для Восточной Сибири).

Минтранс озабочен отсутствием в прогнозах Минэкономразвития ясности в том, как в случае кризиса в 2013 году будут меняться тарифы ОАО "РЖД".

В отзыве (он тоже есть у "Финмаркета") замглавы ведомства Олега Белозерова напоминает, что на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича 29 июня 2012 года тарифы на грузовые железнодорожные перевозки договорились индексировать в 2013 году на 7% (в предварительных проектировках бюджета на 2013-2015 годы предполагался рост тарифов на уровне инфляции - 5,0-5,5% грузовых, пассажирских - на 10% ежегодно). Дополнительные средства нужны "РЖД" для реализации своей инвестиционной программы.

Также у Дворковича говорилось о возможном дополнительном увеличение грузового тарифа для компенсации затрат на уплату "РЖД" налога на имущество. Сейчас монополии не платят его за "линейные объекты" - трубопроводы, железнодорожную сеть, линии электропередач. Льготу правительство намерено постепенно отменять уже со следующего года, чтобы резко увеличить доходы региональных бюджетов. По оценке "РЖД", это потребует дополнительно ежегодно увеличивать индексацию ее тарифа на 0,5-0,7 п.п.

Поэтому Минтранс надеется, что идея Минэкономразвития об увеличении поддержки экономики в кризис за счет бюджетных инвестиций коснется в первую очередь транспортной сферы.

Новости