Отнять и поделить

Нефтяники начали борьбу за московский топливный рынок. В спор уже включились "Роснефть", "Лукойл" и "Трасса". У всех серьезные заявки, учитывая, что за последние 30 лет в стране был построен с нуля только один крупный НПЗ

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 6 июля. INTERFAX.RU - События последнего месяца не оставили сомнений в том, что лидеры российской нефтяной отрасли начали борьбу за платежеспособный спрос автовладельцев московского региона.

В нее включились "Роснефть", которая намерена построить в Московской области нефтеперерабатывающий завод на 12 млн тонн в крайне сжатые сроки; "ЛУКОЙЛ", идущий по пути строительства продуктопровода от имеющегося Нижегородского НПЗ, и независимая ГК "Трасса", чей проект завода, впрочем, пока имеет туманные очертания.

Заявки серьезные, учитывая, что за последние 30 лет в стране был построен с нуля только один крупный НПЗ - "ТАНЕКО".

Застолбить рынок

"Компании начинают бороться за перспективный сбыт и спрос. Они почувствовали деление розницы, которое проходило в 2011 - начале 2012 года. Чаша весов существенно сместилась в сторону крупных нефтекомпаний, и им это понравилось. У них существенно вырос пролив через АЗС, и они почувствовали, что могут замечательно планировать свой сбыт. Московский регион для этих целей прекрасно подходит - платежеспособный спрос здесь самый высокий, который только может быть в нашей стране. Поэтому все стремятся поучаствовать в процессе продажи топлива москвичам", - отметил директор по стратегическому развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков.

Режим "60/66" и заградительная пошлина на экспорт бензина также дали серьезный налоговый стимул нефтепереработке и реализации топлива на внутреннем рынке при сокращении экспорта. С учетом того, что нефтяники ведут модернизацию заводов, через несколько лет они будут производить большое количество высококачественного бензина, для которого нужен рынок сбыта. "Вот они и борются за то, чтобы расставить столбики на рынке сбыта", - отметил П.Строков.

Он уверен, что московский топливный рынок будет двигаться в сторону разделения между крупными игроками, а независимым АЗС будет все тяжелее.

Столичные амбиции

"Роснефть" своим желанием построить НПЗ в Московской области, в общем-то, никого не удивила. Она не имеет своих мощностей вблизи столичного региона; при этом у нее много АЗС, для которых приходится закупать топливо на стороне; возить топливо в Московскую область с Самарской группы НПЗ невыгодно.

Проект "Роснефти" - прямая конкуренция Московскому НПЗ, а возможно, и замена ему, сразу решил рынок. Ведь госкомпания хочет построить НПЗ аналогичной мощности, но современного уровня, с глубиной переработки 98% (у МНПЗ сейчас - порядка 72%) и производством продукции по стандарту евро-5 (МНПЗ планирует перейти на евро-5 в следующем году).

Завод "Роснефть" планирует построить за 2,5-3 года и $7 млрд, по неофициальным данным - возле Коломны. Для сравнения, у "Татнефти" на строительство завода мощностью 7 млн тонн от подписания инвестсоглашения до ввода в промышленную эксплуатацию ушло четыре года и около 170 млрд рублей (примерно $5,3 млрд по текущему курсу), а выпускать товарный бензин "ТАНЕКО" сможет только в 2013 году. Общая стоимость проекта, завершить который планируется в 2016 году, составляет порядка 250 млрд рублей.

Ход "ЛУКОЙЛа" со строительством продуктопровода тоже понятен. Компания имеет недалеко от столицы высокотехнологичный завод на 17 млн тонн, а в московском регионе - большую розничную сеть (по оценке самой компании, она закрывает 14% розничного рынка топлива Москвы и области). Предполагаемый срок реализации проекта - 5-7 лет. Планируется, что по продуктопроводу компания будет поставлять в московский регион 2 млн тонн бензина в год, такой же объем производит МНПЗ. Таким образом, "ЛУКОЙЛ" не только "застолбит" место на топливном рынке региона, но и сократит затраты на логистику при поставках горючего в столицу.

Надо отметить, что первоначально строительство продуктопровода от Нижегородского НПЗ предлагали совместно "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть", но потом госкомпания придумала свой вариант решения вопроса - собственно завод.

Неопределенны перспективы проекта, который хочет реализовать независимая ГК "Трасса". Она хочет построить НПЗ на 8 млн тонн за с глубиной переработки в 95% за $2,5 млрд, сроки завершения проекта очень отдаленные - 2025-2030 годы. Эксперты скептично относятся к условиям проекта: построить за эти деньги, считают они, можно только очередной "самовар". Тут остается либо увеличивать инвестиции, либо снижать амбиции и мощность.

Москва – не резиновая

Если проект "Роснефти" будет реализован, то к 2020 году в московском регионе будет два завода мощностью по 12 млн тонн и с высокой глубиной переработки, плюс поставки с "ЛУКОЙЛ- Нижегороднефтеоргсинтеза", Рязанского и Ярославского заводов.

Второй завод региону нужен, уверены отраслевые эксперты. Московского НПЗ недостаточно для полного обеспечения его потребностей, топлива часто не хватает независимым трейдерам. Ежемесячная потребность московского региона в бензине в настоящее время составляет 500 тыс. тонн, а МНПЗ обеспечивает лишь 180 тыс. тонн. Остальное приходится на Рязанский, Нижегородский и Ярославский НПЗ.

Например, в июле Московский НПЗ остановит на ремонт установку каткрекинга, и в это время отгрузка бензина на рынок будет ограниченной, трейдерам придется закупать объемы на других предприятиях, отметил аналитик "ОМТ Консалт" Артем Рахманкулов.

"Ситуация бы кардинально поменялась, если бы был еще один нефтеперерабатывающий завод. Тогда то, что остановился на профилактику каткрекинг, сильно бы не повлияло на рынок. Сейчас "Газпром нефть" контролирует цены на топливо, устанавливает рамки. Если появится еще один НПЗ, то уже будет конкуренция", - добавил он.

Но три завода - это слишком много, сказал аналитик о проекте "Трассы". А заместитель генерального директора трейдера "Алгоритм. Топливный интегратор" Виктор Костюков полагает, что если проект "Трассы" "обретет плоть и кровь", то у него найдутся соучредители в лице крупных компаний - "ЛУКОЙЛа", "Татнефти". "Избытка не будет, а если он и образуется, то будет относительно легко экспортирован", - не согласен он с предыдущим экспертом.

МНПЗ – "чемодан без ручки"

Споры о переносе Московского НПЗ за пределы столицы из соображений экологии продолжаются не один год. Кроме того, каждый ремонт и каждое ЧП на заводе вызывают массу спекуляций о возможном дефиците и росте цен на топливо в регионе.

"Московский завод, как показывает жизнь, как чемодан без ручки - вроде и полезен, и непонятно, что с ним делать дальше. Он работает, и хорошо, но вокруг него масса условий, которые делают весомыми связанные с ним риски", - сказал П.Строков. Вспомним хотя бы проблемы с ремонтом магистрального нефтепровода Ярославль-Москва на участке, проходящем по территории национального парка "Лосиный остров".

Последние две недели вокруг завода сохраняется интрига: ряд участников рынка говорят о возможной аварии на установке каткрекинга, "Газпром нефть" категорически опровергает эти слухи. В то же время компания сообщила, что во второй декаде месяца намерена вывести эту установку на профилактический ремонт.

"Газпром нефть" прекратила продажи бензина независимым трейдерам по договорам до 20-25 июля, сообщил один из участников рынка. Сама "Газпром нефть" уже закупила дополнительные объемы топлива для поставки в московский регион у других ВИНК, в частности, у "Башнефти". Еще одним косвенным подтверждением неисправности каткрекинга является рост предложения мазута с МНПЗ. "Значит, глубина переработки снизилась", - отметил один из трейдеров.

"Вряд ли мы узнаем истину. Следует заметить, что даже если авария и была, то ни один руководитель "Газпром нефти" не признает этого факта. Завод окружен жилыми массивами, жители Капотни негодуют на загрязненный воздух, требуют закрытия завода, и любая информация о неблагополучии с надежностью установок НПЗ даст жителям очередной импульс к общественному протесту", - говорится в обзоре "Алгоритм. Топливный интегратор".

Впрочем, закрывать завод бессмысленно, в этом случае потребуются как минимум очень большие затраты на рекультивацию земель. "Он будет работать до упора, но конкуренты, видя его положение, обступают", - подчеркнул П.Строков.

Получается, "Газпром нефти", так долго боровшейся за полный контроль над Московским НПЗ, теперь придется вступать в новую схватку - за сохранение авторитета на столичном топливном рынке.

Новости