Игорь Шувалов: "Мы обязаны работать и с теми, кто выходит на Болотную площадь, и с теми, кто не согласен с ними"

Самые яркие высказывания участников Петербургского экономического форума

Фото: ИТАР-ТАСС

Санкт-Петербург. 21 июня. FINMARKET.RU - Петербургский форум, фоном для которого, стали замедление темпов роста мировой экономики и США, долговые проблемы Европы, падение нефтяных рынков, бегство инвесторов, опять показал, что в России нет проблем с рецептами преодоления трудностей.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов:

"Россия в настоящий момент находится как в рамках давления извне - я имею в виду кризисные явления, которые к нам приходят извне как и в 2008 году, так и мы переживаем все то, что связано с движением общественных сил, движением общественных масс и высоким запросом на изменения.

Вот этот высокий запрос на изменения, быстрые изменения происходит во всем мире, а в России еще острее. Новое правительство действует по этой повестке.

В мире проходят процессы, которые одновременно происходят и в России. Возрастает общественная активность, общественное неприятие многих действий правительств. Это происходит не только в России - посмотрите, что происходит в Европе, в Соединенных Штатах Америки, во многих государствах.

В Российской Федерации одновременно с этим растет средний класс, число людей, которые обладают собственностью, у которых доходы повышаются, которые со многим не согласны. Они хотели бы других изменений, более быстрых изменений.

Через механизм открытого правительства мы обязаны работать со всеми: и теми, кто выходит на Болотную площадь, проспект Сахарова, и с теми, кто не согласен с ними. Задача правительства - найти этот общественный консенсус, не всегда он будет найден.

И правительству, и законодателям иногда нужно будет принимать решения, которые не одобряются обществом.

В любом случае, надо дать объяснение, должна произойти дискуссия, почему правительство пытается предпринять определенные шаги".

Министр финансов Антон Силуанов:

"Хотя у России и нет проблем с госдолгом, однако есть проблемы с огромной зависимостью от нефти и газа. Эта зависимость резко возросла после кризиса, и сегодня у нас существенный ненефтегазовый дефицит, поэтому у нас стоит та же самая проблема осуществлять более эффективное управление теми ресурсами, которые сегодня перераспределяются через бюджет.

Одной из важнейших задач правительства является четкое определение бюджетных возможностей с тем, чтобы это не приводило к разбалансировке финансовой системы, чтобы это снижало инфляцию, обеспечивало макроэкономическую устойчивость. Правительство уже согласовало вариант бюджетного правила по ограничению расходов федерального бюджета в варианте, предложенном Минфином.

Правительство будет учитывать 10-летний период для формирования цены на нефть, но не сразу, а постепенно, начиная с пяти лет и каждый год добавляя по году. На 2013-2014 годы правило будет действовать с уточнениями, которые не позволят сокращать объем расходов, предусмотренных законом о бюджете на эти годы сейчас. А начиная с 2015 года правило в полном объеме формирования цены.

При таком подходе в 2015 году расходы будут формироваться при цене на нефть $94 за баррель. На 2013 и 2014 годы цена сохраняется на уровне, заложенном в бюджете на эти годы сейчас - $97 за баррель и $101 за баррель соответственно.

Мы в бюджетном правиле сделали корректировку, что если в законе о бюджете на 2013-2014 годы расходы уже определены, то мы будем ориентироваться на них.

Таким образом, хотя бюджетное правило начнет действовать в 2013 году, но на первые два года будет предусмотрен механизм, позволяющий не использовать условно распределенные расходы, и таким образом будут профинансированы все обязательства, которые есть на данный момент в трехлетнем бюджете. Если цена на нефть в соответствии с бюджетным правилом будет ниже заложенной в бюджете, то не будут использоваться условно распределенные расходы.

Мы же не будем отказываться от расходов уже принятого бюджета, нам нужно обеспечить стабильность контрактов, которые уже подписаны, поэтому такой переходный период в бюджетном правиле предусмотрен.

Помимо этого необходимо провести бюджетный маневр. Мы договорились, что задачи в образовании, здравоохранении, реформа бюджетного сектора должны осуществляться не за счет дополнительных бюджетных вливаний, а за счет более эффективного использования ресурсов, которые есть, поэтому наш маневр и должен заключаться в том, чтобы более правильно, рационально распоряжаться тем бюджетным ресурсом, который сегодня существует".

Министр экономического развития Андрей Белоусов:

"Отток капитала замедлился, составив в мае менее $6 млрд. В четвертом квартале прошлого года и первом квартале текущего года отток капитала составлял в среднем $13 млрд в месяц, при этом сейчас он снижается - уже в апреле имели порядка $7 млрд, в мае, по оценкам, - менее $6 млрд.

Тем не менее это достаточно большая величина, и поэтому в центр внимания снова ставится вопрос о кардинальном улучшении предпринимательского климата и защите инвестиций, защите интересов инвесторов.

Мы не можем мириться с ситуацией оттока капитала порядка $10 млрд в месяц. Это связано прежде всего с тем, что предпринимательский климат соответствует нашему месту в рейтинге Doing Business - 120-му.

У нас нет проблемы с капиталом в стране, у нас одна из самых высоких норм валовых национальных сбережений в мире - 30% ВВП, но низкая норма инвестиций. Надо сделать так, чтобы люди, которые инвестируют в стране, не боялись за судьбу собственности, своих активов".

Рецепт радикального улучшения предпринимательского климата от Белоусова:

  • "Надо привлечь к этой работе в качестве основного игрока предпринимательское сообщество - это краудсорсинг, и это национальная предпринимательская инициатива.
  • Второй приоритет - реформирование системы госуправления. Это нервный узел, точка, от которой во многом зависит выполнение стоящих перед правительством задач. Экс-глава Минфина Алексей Кудрин пенял на отсутствие системы стратегического государственного управления, "мы приняли эстафетную палочку от Алексея Леонидовича, будем ее создавать".
  • Третий приоритет - приватизация. Мы поставили себе цель в этом году приватизировать активы примерно на $10 млрд против $4 млрд в прошлом".

Президент - председатель правления Сбербанка Герман Греф:

"Я бы никого не пугал апокалипсическими предсказаниями кризиса. Ни один человек в мире, ответственный, сегодня не может сказать, какой глубины будет кризис и как долго он продлится и вообще случится или нет.

На мой взгляд, рациональная политика состоит в том, чтобы готовить все инструменты к кризису, создать устойчивость в первую очередь бюджетной системы, и всем компаниям иметь альтернативный бизнес-план на случай, если резко упадут цены на нефть, случится дефицит бюджета, резко упадут цены и спрос на товары.

Накануне США сделали важный шаг в рамках подготовки антикризисных мер. Принятое решение Федеральной резервной системой о количественном смягчении (ФРС в среду расширила объем так называемой операции "Твист") говорит о том, что США видят неблагополучие ситуации в США и мире, и сделан первый шаг по поводу может быть достаточно искусственной, но, тем не менее, антикризисной меры в части предоставления большей ликвидности рынку".

Глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов

"Мы все прогнозировали, что цены будут на уровне $100, но цена опустилась чуть ниже $95. Но я глубоко убежден, что из-за затрат, которые несут нефтяные компании при добыче нефти, особенно на сложных месторождениях, экономика не позволит опуститься цене на нефть ниже $90.

Цены на нефть на уровне $95-110 за баррель являются объективными, устраивают нефтедобывающие страны, нефтяные компании и потребителей. В следующем году цена на нефть будет на уровне $100-110 за баррель, потому что бюджеты многих стран сверстаны именно при этой цене.

Думаю, что резкого падения цены не будет. Если и будет, то очень краткосрочное.

Руководитель администрации президента Сергей Иванов

"Мы прекрасно понимаем важность привлечения долгосрочных инвестиций, так называемых "умных денег", которые способны привлечь не только собственный капитал, но и, самое главное, качественно улучшить наши компании, наши отрасли"

Власти "и дальше будут последовательно делать все, чтобы улучшать инвестиционный климат, чтобы инвестировать в экономику России было и комфортно, и надежно".

Принятие решений, которые могут ухудшить инвестиционный климат или принятие таких решений, которые могут иметь обратную силу - это все недопустимо. Поверьте, мы это прекрасно понимаем".

Министр внутренних дел Владимир Колокольцев:

"Давление на бизнес-структуры необходимо снижать. Я сам являюсь сторонником этой позиции: давление (на бизнес) нужно снижать.

Главное, чтобы изменилась ментальность людей в силовых структурах, людей, которые выполняют свои правоохранительные функции. В настоящее время на отношение силовиков к бизнесменам накладывает отпечаток периода первоначального накопления капитала.

Когда у людей в силовых структурах будет положительное восприятие (бизнеса и людей, занятых в этой сфере), тогда повысится уровень деловой активности, улучшится предпринимательский климат в нашей стране, и к этому мы должны стремиться. Снизим давление - возрастет активность.

Правда, мне хотелось бы, чтобы деловая активность проявлялась не в ускоренном выводе капитала, а в увеличении инвестиций в нашу экономику. От нас действительно это зависит.

Представители бизнеса, и представители властных структур находятся в одной стране и должны быть заинтересованы в приоритетных направлениях развития общества".

Новости