Нет нефти, нет бензина

Хабаровский НПЗ может встать из-за проблем с отгрузкой нефтяного сырья по железной дороге, проблемы есть и у других НПЗ, снабжающих топливом Дальний Восток

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 16 мая. INTERFAX.RU - Хабаровский нефтеперерабатывающий завод (входит в НК "Альянс") в течение трех суток может полностью остановить производство из-за невозможности подвоза сырья и вывоза мазута по железной дороге, что приведет к срыву обеспечения Дальневосточного региона моторным топливом. Причина возможной остановки - предписание Ространснадзора от 5 мая о запрете перевозки в вагонах-цистернах грузов, не входящих в перечень, разрешенный заводом-изготовителем. Такая информация содержится в письме НК "Альянс" в адрес и.о. министра энергетики РФ Сергея Шматко от 15 мая, сообщил Агентству нефтяной информации (АНИ) источник, близкий к межведомственной рабочей группе, созданной для решения этих вопросов и знакомый с содержанием письма.

Глава пресс-службы НК "Альянс" ("дочка" Alliance Oil Company) Андрей Румянцев сообщил АНИ, что на Хабаровском НПЗ компании во вторник вынужденно была остановлена установка первичной переработки нефти АТ. В результате объем переработки на НПЗ 16 мая сокращен более чем на 50% - с 11,2-11,3 тыс. тонн до 5,1 тыс. тонн в сутки. "Сегодня на заводе работает установка ЭЛОУ-АВТ, объем переработки - 5,1 тыс. тонн в сутки. Решение остановить АТ (т. н. "большую" установку) принято исходя из того, что ее можно быстрее остановить и запустить, в то время как установка ЭЛОУ-АВТ связана с вакуумным блоком, и ее остановка и пуск занимают больше времени", - отметил он.

По данным Румянцева, на заводе скопилось 61,517 тыс. тонн продукции, резервуары заполнены. В связи с сокращением объемов переработки сократились объемы сырья риформинга: загрузка производящей бензин установки риформинга снижена до минимально возможных 35%, до минимально возможной, что влечет за собой повышение технических рисков.

Хабаровский НПЗ снабжается нефтью только по железной дороге. В условиях существующей ж/д инфраструктуры на станции Хабаровск-1 завод традиционно отгружал мазут в цистерны, которые используются после слива нефти, других вариантов вывоза мазута с Хабаровского НПЗ нет. Предписание Ространснадзора сделало невозможными сдвоенные операции.

По информации источника, и.о. вице-премьера Игорь Сечин 11 мая поручил Минтрансу, Минэнерго, Минпромторгу и Ростехнадзору создать межведомственную рабочую группу с участием ОАО "РЖД" и АК "Транснефть" и принять необходимые меры по обеспечению ж/д перевозок. Рабочая группа провела первое заседание 12 мая, следующее назначено на 17 мая.

Источник, знакомый с ситуацией, уточнил, что в результате предписания Ространснадзора из эксплуатации выведено 60 тыс. цистерн. Из-за проблем, связанных с подвозкой сырья по железной дороге, трудности могут возникнуть у Комсомольского, Новокуйбышевского и Уфимского НПЗ. В частности, по его данным, на Комсомольский НПЗ уже недопоставлено 80 тыс. тонн нефти. Кроме того, все заводы, скорее всего, столкнутся с трудностями по отгрузке мазута.

Несколько дней назад аналогичные проблемы наблюдались на станции Сковородино, через которую осуществляется поставка нефти в порт Козьмино (конечная точка системы Восточная Сибирь-Тихий океан), так как вагоны "Уралвагонзавода", работающие на данном направлении, были запрещены к эксплуатации. Однако, по информации собеседника агентства, ситуация разрешилась два дня назад.

Как сообщалось, ужесточить требования Ространснадзор решил после ряда крупных аварий на железной дороге. Последний инцидент произошел в конце января, когда в Амурской области с рельсов сошли 7 цистерн с нефтью. Причиной катастрофы РЖД тогда назвали "излом боковой рамы грузовой тележки производства "Азовэлектростали" (входит в "Азовмаш"). Этот же дефект в комплектующих украинского производителя вызвал несколько аварий в начале 2012 г. и более десяти - в 2011 г. Однако "Азовмаш" заявил, что причина катастроф - не в браке, а в непрофильном использовании цистерн. По техническим требованиям, "бочки" должны быть заполнены не менее чем на 20%, но и не более чем на 80%. Это нужно, чтобы вагон не раскачивало из-за недозагрузки, но и "не ломало" при перегрузе. При этом цистерны для перевозки темных и светлых нефтепродуктов различаются по весу и объему: светлые нефтепродукты имеют меньшую плотность, поэтому цистерны для их перевозки легче и более вместительные. Если заливать туда нефть, то общая нагрузка на ось грузовой тележки будет больше допустимой, что может спровоцировать излом.

Новости