Пострадавших от ВТО придется отселять
Больше всего от вступления в ВТО выиграют жители Москвы и Санкт-Петербурга, а пострадают подмосковные Пушкино и Краснознаменск, Пикалево в Ленинградской области, Курильск на Дальнем Востоке, Нижнекамск в Татарстане
Москва. 27 апреля. FINMARKET.RU - Вступление в ВТО может вновь обострить проблему моногородов, выяснили эксперты РЭШ и Ernst & Young. Ведь многие из этих поселений зависят от производств, которые в новых условиях будут вынуждены сокращать выпуск, а значит, и количество рабочих.
Российская экономическая школа и компания Ernst & Young подготовили совместное исследование о том, чего ждать России от вступления во Всемирную торговую организацию, к которому страна шла почти два десятка лет. Основные выводы, к которым пришли исследователи:
Выигравшие и проигравшие от вступления России в ВТО
- Падение выпуска из-за снижения барьеров для импорта стоит ждать в целлюлозно-бумажном производстве, легкой промышленности, машиностроении, а также на предприятиях, занимающихся обработкой древесины. К примеру, на Дальнем Востоке предприятия, специализирующиеся на работе с древесиной и целлюлозно-бумажные производства могут сократить выпуск более, чем на 25%.
Пошлины на импорт придется снижать
- Усилятся проблемы моногородов, основные производства которых принадлежат к отраслям, несущим потери от вступления в ВТО. Здесь можно ожидать роста безработицы. Среди тех, кто попадают в зону риска - подмосковные Пушкино и Краснознаменск, Пикалево в Ленинградской области, Курильск на Дальнем Востоке, Нижнекамск в Татарстане.
Чтобы свести отрицательные последствия к минимуму правительство должно поддерживать не отрасли, а населения тех городов, которые испытают шок:
- разрабатывать государственные программы переобучения и переселения населения в городах и регионах, где ожидаются наиболее выраженные негативные последствия. Регионы, которые получают положительный эффект, заинтересованы в высвобождении новых трудовых ресурсов;
- реструктурировать градообразующие предприятия в городах из группы риска, приватизировать эффективные подразделения - неконкурентные предприятия должны уйти и освободить место конкурентоспособным;
- привлекать инвесторов и развивать механизмы государственно-частного партнерства.
"Финмаркет" обсудил, какие возможности России дает ВТО и какие легальные способы смогут использовать российские предприятия, чтобы претендовать на защиту от импорта в новых условиях, с одним из авторов исследования, профессором РЭШ Натальей Волчковой.
В целом вступление в ВТО не вредит промышленности?
Волчкова: Нет, конечно. Оно дает возможность сбросить этот груз, который мы несем со времен Советского Союза, вот этих монстров неконкурентоспособных. У нас есть возможность сейчас это сделать всей страной, сразу. Но действия нужно координировать.
То есть паника представителей целого ряда отраслей, она не обоснованна?
Волчкова: Как недавно сказал президент Дмитрий Медведев, протекционизм - это легко и приятно. К тебе приходят и просят помощи, и ты им помогаешь. Но если есть помощь, то нет стимулов повышать производительность.
Насколько сложным для России теперь станет использование защитных мер?
Волчкова: Фактически, как это в мире делается. Есть компания, которая хочет защититься от конкуренции с какими-то другими компаниями. И если это крупный бизнес, у него есть деньги для того, чтобы нанять хороших исследователей. Здесь даже можно использовать не российские компании. Есть хорошо зарекомендовавшие себя международные институты, которые такие услуги предоставляют. Ты можешь заказать им анализ сомнительных случаев, они проведут исследование, и дальше сам уже будешь обосновывать свою позицию, используя эти выводы.
Так сейчас происходит в США. Компания на стол представителям государства приносит готовый случай, готовый кейс, в котором обосновано все. И дальше это уже обсуждается.
На чем базируются доказательства? Например, вы не считаете китайскую экономику рыночной, вы можете сказать, что та цена, по которой они у себя продают продукцию, является не рыночной, "ее реальная цена была бы такая…". Вы предлагаете "досчет" реальной цены. Если он обоснован, с вами соглашается Торговая палата, вы эти данные несете на стол ВТО. И в ВТО точно также это проверяют специалисты, и вы доказываете обоснованность своих предположений. Половина антидемпинговых инициатив не проходит, потому что признается, что они не до конца проработаны, а половина в итоге реализуется.
По антидемпингу мы достаточно легко можем защищаться от того же Китая, потому что Китай очень уязвим, его методы не признают рыночными и здесь легко подобрать правильные примеры.
Кстати говоря, и против США, и против Евросоюза тоже вводятся такие меры, правда, уже не на принципе рыночной/нерыночной экономики. Но в целом это возможная вещь, если ваш случай имеет достаточное обоснование, и у вас есть хорошие специалисты, потому что вам тоже будут противостоять экономисты и юристы со стороны, против которой выдвигается обвинение.
Как долго доказывается вина другой стороны?
Волчкова: Где-то год-полтора. И потом вам разрешают ввести пошлины дополнительные против конкретной компании или против страны.
К теме моногородов, что с ними будет после вступления страны в ВТО?
Волчкова: Проблемы будут постепенно возникать, не резко. В течение восьми лет проблемы только начнут проявляться, а дальше - продолжаться могут сколь угодно долго, в зависимости от действий государства. Это так называемая "зона риска".
Важно, чтобы министерство регионального развития занималось этим, рассматривало вопросы именно через призму ВТО, координация усилий помогла бы пережить этот период.
Вот вчера я была в Калужской области, там строится металлургический завод на 1600 рабочих мест. Они уже готовы к запуску, а у них пока 200 человек специалистов. Они их не могут найти в области и везут из других городов. Не топ-менеджеров везут, нужны конкретные рабочие специальности, те же электромонтеры.