Evraz присоединяется к "Мечелу"
Эксперты полагают, что интерес ФАС к "Мечелу" и Evraz Group может быть связан с желанием правительства повлиять на ценобразование в металлургическом секторе
Москва. 30 июля. INTERFAX.RU - Федеральная антимонопольная служба (ФАС), расследующая ситуацию на российском рынке коксующегося угля, имеет претензии не только к "Мечелу", но и к Evraz Group. Глава ФАС Игорь Артемьев, комментируя в понедельник ситуацию вокруг компании Игоря Зюзина, сказал, что "Мечел" - не единственный кандидат на штрафные санкции антимонопольного органа. Тогда он не назвал ни одной компании, однако во вторник, отвечая на вопрос "Интерфакса", подтвердил, что в списке возможных нарушителей есть Evraz Group. "Совершенно справедливо кивают (на Evraz - ИФ)", - сказал он. Сегодня Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ приняла решение о возбуждении двух дел в отношении ООО "Распадский уголь" и ООО "Евраз Холдинг" по признакам нарушения закона о защите конкуренции. Как говорится в сообщении ФАС, дела возбуждены по признакам злоупотребления компаниями доминирующим положением на рынке коксующегося угля.
Двадцать третьего июля, за день до совещания, на котором премьер-министр РФ Владимир Путин подверг критике ценовую политику компании "Мечел", пресс-служба ФАС распространила сообщение о ситуации на рынке черной металлургии, в котором в частности сообщалось, что два крупнейших участника рынка коксующегося угля - группа "Мечел" и Evraz - искусственно создают дефицит отдельных марок угля на российском рынке. Делают они это "путем переориентирования поставок коксующегося угля на экспорт с целью получения возможности завышать цены на данный вид сырья (рост составляет до 120%), а также навязывать невыгодные для потребителей условия договоров".
Бумаги Evraz на Лондонской фондовой бирже (LSE) вчера не успели отреагировать на заявление главы ФАС.
Пока не понятно, будет ли еще одной металлургической компании предъявлены обвинения. Возможно, обращая свой взор на другие компании отрасли, государство пытается показать, что действительно борется с проблемой в отрасли, а не с конкретной компанией. В отношении "Мечела" Игорь Артемьев заявлял, что группа может отделаться штрафом в размере 1% от годового оборота в случае, если устранит все нарушения антимонопольного законодательства на рынке коксующегося угля. Пока это по-прежнему единственные реальные слова чиновников о дальнейшей судьбе компании. Генпрокурор Игорь Чайка во вторник отметил, что Генпрокуратура пока не подключалась к проверке компании "Мечел". Первый вице-премьер Игорь Шувалов в свою очередь добавил, что в отношении "Мечела" развитие ситуации по сценарию "ЮКОСа" маловероятен.
Очевидно, что металлургия попала в жесткие тиски госрегулирования всерьез и надолго, говорят аналитики. Согласно стилистике действий, для властей оказывается важным обеспечить подчиняемость, исполняемость указаний и провести зачистку тех, кто неправильно понимает порядок функционирования в отрасли, говорит политолог Дмитрий Орешкин. Для этого используется проверенный временем "принцип избирательности наказания, принцип показательной порки". "Мечел", по мнению многих, действовал в меньшем соответствии с установками власти, чем другие компании отрасли.
Кроме того, в настоящий момент идет выяснение, "кто же собственно в доме хозяин или главный начальник в стране". Именно этим Дмитрий Орешкин объясняет рассогласованность в заявлениях представителей власти по поводу ситуации в "Мечеле", когда в понедельник сразу несколько топ-чиновников (в частности, помощник президента Аркадий Дворкович) взялись объяснить инвесторам, что их паническая реакция на заявление премьера была чрезмерной, а через несколько часов премьер Владимир Путин конкретизировал свои претензии к компании "Мечел". После того, как сквозь критику ценовой политики компании проступили "магические" слова "оффшор" и "уклонение от налогов", обвал на рынке не замедлил себя ждать.
"Путин посылает недвусмысленный сигнал всем группам влияния в стране о незыблемости правил, действовавших во время его президентства", - отмечают эксперты Deutsche Bank в качестве "еще одного возможного варианта". Аналитики Deutsche Bank Ярослав Лисоволик и Георгий Карташов не исключают, что дело "Мечела" о неуплате налогов может использоваться правительством для того, чтобы повлиять на ценообразование в металлургическом секторе.
Напомним, что в понедельник премьер заявил, что "Мечел" экспортировал сырье через собственные офшорные компании в Швейцарии по цене в 4 раза ниже, чем на внутреннем рынке. По сути, в заявлении Владимира Путина речь идет о трансфертном ценообразовании, т.е. о ценах, используемых внутри группы компаний. На посвященном этой проблеме совещании, на котором премьер и заявил об уклонении от налогов "Мечела", Владимир Путин поинтересовался состоянием готовности законопроекта о контроле над трансфертным ценообразованием. Вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин сообщил, что соответствующие поправки в Налоговый кодекс, будут внесены в правительство к 15 сентября.
Глава Минфина отметил, что они направлены на то, чтобы в рамках операций по трансфертным ценам, "которые, как правило, осуществляются между взаимозависимыми лицами - внутри одного холдинга или с дочерними компаниями, - цены не занижались" и предусматривают "уплату налогов с рыночной цены". "Такие сделки обычно совершаются с дочерними компаниями вне таможенной зоны РФ, чтобы обманом сократить реальные цены на товар для его последующей перепродажи", - заявил Алексей Кудрин. В действующем законодательстве есть статья, согласно которой трансфертные цены не должны отклонятся от рыночных более чем на 20%. "Но механизм контроля за этим требованием не очень четко прописан", - признал вице-премьер.
Несмотря на успокоительные заявления ряда экспертов, что повторение "ЮКОСа" не будет, а также слова Игоря Шувалова, некоторые эксперты отмечают аналогии с делом "ЮКОСа".
"Ведь как было с ЮКОСом? Сначала создали законодательство, благодаря которому ЮКОС, как и все, оптимизировал налоги, но потом его посчитали нужным наказать", - говорит Дмитрий Орешкин. "С "Мечелом" примерно то же самое, и это симптоматично. Сначала создали условия, благодаря которым "Мечел" договорился с определенными лицами по государственной линии о высоких неконкурентных ценах на внутреннем рынке, а потом предъявляют ему - частному бизнесу - претензии, что он воспользовался условиями, созданными властью", - отметил политолог.
Государство сейчас нуждается в дополнительных налоговых поступлениях в бюджет, при этом если в одном секторе наблюдается выпадение доходов бюджета ( в частности из-за снижения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль), то восполнить пробел, то, по всей видимости, предназначено металлургии, говорят аналитики. "Здесь опять мы видим избирательность, - подчеркивает Дмитрий Орешкин. - Может быть, опять же потому, что в нефтянке государством порядок уже наведен, а в металлургии мы наблюдаем как раз разгар этого процесса".
Обозреватель Наталья Жогова