Центр лишает регионы будущего

Регионы России попали в опасную зависимость от федерального правительства. Они вынуждены тратиться на исполнение предвыборных обещаний политиков и не имеют денег на инвестиции. Исключения - Москва, Чечня и Приморский край

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 12 апреля. FINMARKET.RU - Финансовая пропасть между Москвой и регионами растет. Главной проблемой регионов стал рост зависимости от центра: правительство не только финансирует дефициты региональных бюджетов, но и указывает тем, как и на что им тратить деньги, считает рейтинговое агентство Fitch.

Регионам теперь не приходится залезать в долговую яму, чем они грешили раньше. Но на их развитии зависимость от центра сказывается плохо. Большинство регионов просто не имеет денег на то, чтобы вкладывать в свое развитие. Бюджетная политика Москвы более гибкая, она имеет возможность занимать на внешних рынках и самостоятельно планировать расходы в долгосрочной перспективе.

Fitch представило отчет по финансовому состоянию российских регионов. Основной вывод - региональная политика России не дает развиваться никому, кроме столицы и нескольких избранных правительством территорий.

  • У Москвы более гибкая бюджетная политика. В 2009 году доходы московского бюджета упали, в основном из-за падении собираемости налога на прибыль. Кризис закончился, доходы снова выросли, и бюджет вновь стал профицитным. Редькин отметил, что бюджетная политика Сергея Собянина более консервативна, чем у Юрия Лужкова: новое правительство увеличивает расходы бюджета "очень умеренно".
  • Региональные бюджеты так и не смогли решить проблему дефицита, образовавшегося в кризис. В 2011 году их расходы росли практически параллельно с доходами - так проявился "эффект выборов". Предвыборные обещания не дадут выйти совокупному бюджету всех регионов из дефицита и в этом году.
  • Средний уровень долга регионов в России - 18,3% их доходов. Но в Мордовии, Вологодской, Астраханской, Калужской и других областях уровень долга превышает 50% их доходов. Это очень тревожный показатель. Самый низкий уровень долга - в Ямало-Ненецком автономном округе.

Москва в отличие от большинства регионов выполняет свой бюджет с профицитом

Некоторые регионы России оказались в долговой яме

Бюджетная политика регионов не располагает к долгосрочным инвестициям

Бюджетная политика замедляет развитие

По сравнению с 2010 годов доходы бюджета выросли почти на 20%, а по сравнению с 2008 годом - на 25%. Но за три года трансферты из федерального центра выросли почти на 50% - их роль как источника доходов бюджетов регионов неуклонно растет. Планировать расходы самостоятельно регионы уже не могут. В 2011 году капитальные расходы составили 916 млрд руб, или 14% от суммы общих расходов регионов. В Fitch рассчитали, что регионам не хватает 170 млрд руб.

Чеченская Республика и Приморский край, в которые приходит большие бюджетные трансферты, находят средства на финансирование капитальных затрат. В Чечне эти расходы превышают 40% от всех расходов республики, в Приморском крае -35%.

Ниже среднего капитальные расходы в недофинансированных регионах, например, в Рязанской, Омской, Воронежской областях, в Алтайском крае. В самом плохом положении оказались Тульская и Мурманская область, а также Пермский край - в них капитальные инвестиции ниже 5% от всех расходов.

Зависимость от центра растет

Перед выборами федеральное правительство решило увеличить социальные расходы. Регионам пришлось последовать примеру центра. При этом последние три года капитальные инвестиции, от которых зависит развитие экономики региона, неуклонно снижались - как в абсолютных значениях, так и их доля в общих расходах.

Инвестиции в основной капитал перестали быть приоритетом для местных бюджетов

В предвыборный период выросли социальные расходы

Финансовые риски для регионов растут

В 2011 году дефицитным был бюджет 56 регионов - это меньше, чем в 2010 году (63 региона). Сократился и общий объем дефицита. Однако распределены дефициты очень неравномерно, а положение некоторых регионов очень уязвимо.

Некоторые регионы не могут свести концы с концами

Финансировать дефициты региональные власти предпочитают за счет бюджетных кредитов - это еще больше усугубляет зависимость от центра. Второй по популярности способ заимствования - кредиты банков. И государство, и банки чаще всего дают кредиты на 3-5 лет, долгосрочное финансирование взять негде. Всего на кредиты приходится 70% долгов регионов.

Регионы предпочитают занимать у бюджета и банков

Владимир Редькин, директор отдела Международных региональных финансов агентства Fitch полагает, что бюджетные риски для российских регионов растут:

  • Большинство банковских кредитов придется рефинансировать. Любая напряженность на мировом рынке может повысить ставки по новым кредитам для российских регионов.
  • Региональные органы власти больше не могут принимать самостоятельных решений по расходам. Раньше они сами выбирали, сколько, например, потратить на строительство дорог, а сколько на другие сектора. Теперь это решает центр. Некоторые группы населения от этого выигрывают. Но для бюджетов регионов - это существенный риск.
  • В этом году расходы в большинстве регионов будут расти быстрее доходов из-за необходимости выполнять предвыборные обещания Владимира Путина.
  • В прошлом году прогноз по финансовому состоянию российских регионов был стабильно-позитивный, в этом году Fitch снизило его до стабильного. Однако эксперты полагают, что в 2013-2014 годах риски снизятся.

Руслан Заливацкий, министр экономического развития Калужской области

"Любое перераспределение [расходных] полномочий в сторону региона не сопровождается, к сожалению, увеличением финансирования, наоборот, [есть тенденция] к его урезанию. Мы, Калужская область, стремимся участвовать в любой программе софинансирования. Если возможность получить деньги на регион допускается, то мы стараемся в такие программы входить, мы стараемся объемы финансирования региона увеличивать, чтобы усиливать мультипликативный эффект. Но у Калужской области не такие большие объемы участия в подобных программах - в 2011 году было 340 млн руб.

В момент принятия решения о финансировании чаще всего - я говорю об опыте общения с федеральными чиновниками - могут обещать [софинансирование программы] 95% [из федерального бюджета] на 5% [из регионального], а когда дело доходит до распределения средств, то регион платит 75%, а Российская Федерация по остаточному принципу что-то добавит. Но и за это стоит поблагодарить Российскую Федерацию".

Наталья Лобанова, заместитель министра финансов Нижегородской области

"Переход содержания полиции на федеральный бюджет сопровождался уходом части доходов бюджета на федеральный уровень. Но при этом федерация передала часть [расходных] полномочий регионам, в основном, это осуществление среднего и профессионального образования. Из-за этих перераспределений областной бюджет потерял более 770 млн руб. Компенсировать эти расходы в Нижегородской области с помощью перераспределения доходов с муниципального уровня на областной чиновники не смогли".

Новости