Авиасалон в Фарнборо: контракт за контрактом
Международный салон в Фарнборо оказался плодоносным для российских авиастроителей по части заключенных контрактов
Москва. 16 июля. INTERFAX.RU - ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (дочка ОАО "Компания "Сухой") и российская компания "Авиализинг" во вторник подписали соглашение об условиях поставки 24 региональных самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Общая стоимость контракта, который в дальнейшем также предполагает опцион еще на 16 самолетов, превышает $630 миллионов. Согласно предварительным договоренностям, первый гражданский самолет "Сухого" будет поставлен в 2011 году.
Источники близкие к сделке сообщили "Интерфаксу", что компания "Авиализинг" заключила соглашение в интересах авиакомпании UTair: "Сейчас UTAir проводит тендер по выбору регионального самолета. Компания сочла возможным купить самолеты еще до завершения тендера".
Гражданские самолеты наследника знаменитого КБ, продвижение которых активно поддерживается государством, начинают пользоваться успехом. Гендиректор компании "Сухой" Михаил Погосян отметил, что компания уже располагает 73 твердыми заказами на Sukhoi Superjet 100 и рассчитывает уехать с салона, имея в кармане более 100 заказов. Погосян уверен, что Superjet 100 может быть востребован в таких странах, как Китай, Япония и других, хотя за рубежом пока достаточно настороженно относятся к российской новинке. Тем не менее, первый полет авиалайнера был успешно проведен. Сейчас перед "Сухим" стоит задача сертификации самолета и освоение его серийного производства с темпом 60 или 70 самолетов в год. Начать первые поставки самолетов заказчикам планируется во втором полугодии 2009 года.
Вслед за SSJ-100 Россия готовит еще один проект гражданского самолета. На 2015 г. намечен выход на рынок среднемагистрального самолета МС-21, который будет выпускаться на перепрофилированном под производство гражданских самолетов НПК "Иркут"(сейчас производит истребители Су-30). "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) оценивает проект финансирования создания нового пассажирского среднемагистрального самолета в 150 млрд руб., из которых 70 млрд отводится из бюджета. Остальную сумму придется привлекать из внебюджетных источников. Как заявил в понедельник глава ОАК Алексей Федоров, не исключен вариант создания СП с Китаем для реализации проекта.
Корпорация "Иркут", которая с начала года уже производит на своем заводе часть компонентов для самолетов Airbus, в среду также планирует подписать первый контракт на поставку аэробусов А-320, перестроенных из пассажирского в грузовой вариант.
Во вторник еще одна лизинговая компания - "Ильюшин Финанс" - заключила контракт на приобретение у ОАК 31 самолета Ту-204. Договор предполагает также опцион еще на 30 самолетов. Каталожная стоимость закупаемых самолетов - $1,5 млрд, а опциона - свыше $1,5 млрд (с учетом инфляционной составляющей). Намеченный срок поставки - 2010-2012 годы. Как отметил представитель лизинговой компании, самолеты приобретаются для поставки как российским, так и зарубежным заказчикам, однако большая часть пойдет в Россию. Многие авиаперевозчики в нашей стране в настоящий момент идут по пути обновления своего авиапарка.
"Аэрофлот", который весьма активен в этом направлении, в рамках салона подписал контракт с Airbus на поставку 5 самолетов А321, которые авиакомпания планирует эксплуатировать как на европейских, так и на внутренних маршрутах.
В Фарнборо также стало известно, что в Иране планируется развернуть серийное производство до 100 самолетов Ту-204. Сейчас ОАК готовит контракт на поставку и лицензионное производство авиалайнеров в эту страну. "Мы передали проект контракта иранской стороне. В этом проекте около 100 машин Ту-204", - сообщил во вторник на авиасалоне президент ОАК Алексей Федоров. По его словам, при оформлении этого заказа иранская сторона (заказчиком выступает государственная авиастроительная компания) хочет, чтобы закупаемые самолеты в течение десяти лет обеспечили 20 тыс. посадочных мест. Ту-204 подходят под эти параметры.
По словам Алексея Федорова, контракт, по сути, лицензионный. Сначала в Иран планируется поставлять полностью готовые самолеты в нынешней модификации Ту-204-100, а затем будет осуществлена так называемая "зеленая" поставка (без интерьера и пассажирских кресел). "Потом две фазы - крупноагрегатная сборка и мелкоагрегатная", - заключил президент ОАК.
Конечно, традиционно не была обделена вниманием на авиасалоне и военная авиатехника. Корпорация "МИГ", которая продемонстрировала на салоне свой корабельный истребитель МиГ-29К/КУБ и многоцелевой МиГ-35, намерена поставить на рынок свыше 500 новых МиГ-35. Замгендиректора "МИГ" Владимир Барковский заявил, что потенциально компания "видит рынок истребителя МиГ-35 более чем в 500 самолетов". По его словам, этот истребитель создавался не только для индийского тендера. "Это - новая генерация истребителя МиГ-29, которая должна закрыть нишу до того времени, когда появится легкий или средний истребитель пятого поколения", - отметил Владимир Барковский.
В свою очередь "Сухой" планирует поставить на внутренний рынок и зарубежным заказчикам не менее 160 новых многофункциональных истребителей Су-35. На прошлой неделе прошла его презентация для российских ВВС и потенциальных иностранных заказчиков. Первый замдиректора компании "Сухой" Сергей Коротков сообщил во вторник, что уже сейчас идут переговоры по этому самолету с российскими ВВС и иностранными партнерами, которые "показывают, что интерес к самолету очень большой". Новый истребитель продвигается на рынки стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и других регионов мира. Начало серийных поставок Су-35 планируется на 2011 год.
Кроме того, в рамках международного салона российский "Оборонпром" и один из крупнейших мировых производителей вертолетов итальянская AgustaWestland (входит в группу Finmeccanica) подписали базовое соглашение о создании СП по производству в России вертолетов AW139. СП создается на паритетных началах, при этом общая стоимость проекта оценивается в 40 млн евро, включая передаваемую лицензию на производство вертолетов, земельную площадку и оборудование.
Производство будет выстроено "с нуля" в Подмосковье (п. Панки) на площадке ОАО "Камов". Производство минимальной мощностью 24 вертолета в год планируется начать в 2010 г., а первые вертолеты будут поставлены потребителям в 2011 году.
Первоначально AW139 будут собираться из произведенных в Италии готовых комплектов по методу так называемой "отверточной сборки". Произведенные в России вертолеты AW139, которые представляют собой средние двухдвигательные машины со взлетной массой 6400 кг, будут, прежде всего, поставляться российским потребителям, а также экспортироваться в страны СНГ и другие страны через международную сеть AgustaWestland. Пописанное соглашение не накладывает ограничений на развитие других проектов. "Единственное, по соглашению мы не имеем права на другие совместные производства в нише AW139 (это 6-7 т)", - сообщается в материалах соглашения. Таким образом "Оборонпром" продолжит работы по "однокласснику" AW139 - вертолету Ка-62.