"Авианова" складывает крылья

Низкобюджетный перевозчик может прекратить полеты из-за отсутствия ликвидности. Продажа билетов на рейсы компании приостановлена

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 3 октября. INTERFAX.RU – Один из немногих низкобюджетных российских перевозчиков "Авианова" может прекратить полеты из-за отсутствия денег. Финансовые проблемы, возникшие в начале года, не решены, и компания приостановила продажу билетов. Аналитики утверждают, что конфликт акционеров в компании, скорее всего, приведет к закрытию проекта.

С воскресенья "Авианова" прекратила продажу билетов через Интернет и может прекратить полеты из-за отсутствия денег". Первый заместитель гендиректора компании Константин Тетерин подтвердил, что "Авианова" собирается прекратить полеты. Перевозчик находится "в тяжелейшем кризисе ликвидности", заявил он "Коммерсанту". У компании долги по лизинговым платежам за самолеты Airbus 320 перед корпорацией ILFC ILFC (ILFC Ireland Limited и ILFC Aircraft Limited).

Росавиация считает, что авиакомпания "Авианова" должна самостоятельно перевезти своих пассажиров, заявил журналистам в Москве глава ведомства Александр Нерадько. "Авианова" и ее акционеры должны перевезти не за средства налогоплательщиков, а за собственные средства", - подчеркнул Нерадько. По словам главы Росавиации, на период с 3 по 29 октября авиакомпания продала 67,8 тыс. билетов на собственные рейсы. По многим направлениями, куда проданы билеты, летают дублеры, которые смогут перевезти пассажиров авиакомпании. Однако ситуация усугубляется тем, что "Авианова" - низкобюджетный перевозчик и продавала свои билеты по 250 рублей - 1 тыс. рублей. "В случае, если мы приостановим свидетельство эксплуатанта, то тем компаниям, которые будут заниматься вывозом пассажиров, придется компенсировать деньги из бюджета по рыночным условиям", - отметил Нерадько. По его словам, пока не ясна ситуация, что будет происходить с компанией, так как менеджмент "Авиановы" не сформировал четкую позицию. "Сегодня генерального директора "Авиановы" вызвали в Росавиацию, но он ничего внятного сказать не смог, сославшись, что необходимо посоветоваться с акционерами", - сказал глава ведомства.

Представители авиакомпании заявили, в свою очередь, что "Авианова" продолжает операционную деятельность для выполнения обязательств перед пассажирами. "В то же время пассажиры могут оформить возврат денежных средств за приобретенные билеты по упрощенной процедуре", - говорится в сообщении пресс-службы "Авиановы". Информация о процедуре возврата опубликована на сайте авиакомпании.

В сентябре арбитражный суд Москвы принял два иска от дочерних структур американской лизинговой компании о взыскании с авиакомпании "Авианова" $1,76 млн и $1,65 млн просроченной задолженности по лизинговым платежам за два самолета A320. Также истцы потребовали арестовать самолеты и запретить Шереметьево предоставлять им взлетно-посадочные полосы, а Госкорпорации по ОрВД — разрешать пользоваться воздушным пространством. Но суд посчитал, что "заявленные обеспечительные меры фактически не связаны с предметом иска". Таким образом, вплоть до вынесения вердикта компания может продолжать эксплуатировать эту технику. Судебное заседание по первому иску назначено на 24 ноября.

Напомним, лизингодатель еще 26 июля направил авиакомпании письмо о необходимости выплатить до 3 августа долг по лизинговым платежам — $2,96 млн (по данным ILFC, "Авианова" перестала платить в декабре 2010 года). 3 августа, а затем 12 августа ILFC направила "Авианове" новые письма, требуя уже возврата А320 в Дублин. Однако авиакомпания ни одного требования ILFC не выполнила. С тех пор у "Авиановы" возникли проблемы и с остальными лизингодателями — RBS (три самолета) и ACG (один самолет).

Согласно данным базы "СПАРК-Интерфакс", "Авианова" в 2010 г. получила чистый убыток в размере 710 млн рублей. Выручка авиаперевозчика выросла с 159 млн в 2009 г. до 2,36 млрд рублей в 2010 года.

Виной всему - конфликт акционеров, отмечают СМИ. Как пишет в понедельник газета "Ведомости", акционеры компании - инвестиционное подразделение "Альфа-групп" А1 (51%) и американский инвестфонд Indigo Partners (49%) перечислили ей последние $10 млн в январе. Недавно компания получила 45 млн руб. от А1. Такую же сумму должен был перечислить Indigo, но этого не сделал".

Инвестиционное подразделение "Альфа-групп" А1 и американский инвестфонд Indigo Partners перечислили ей последние $10 млн в январе. Недавно компания получила 45 млн руб. от А1. Такую же сумму должен был перечислить Indigo, но этого не сделал. Indigo давно сообщил, что ни копейки не вложит в перевозчика, пока А1 там акционер.

Трения между А1 и Indigo начались в конце 2010 г., когда А1 обнаружила, что убыток "Авиановы" на $20 млн больше запланированного, рассказал "Коммерсанту" президент А1 Михаил Хабаров. Убыток составил около $37 млн, всего проект обошелся в $65 млн, а в 2012 г. он должен был выйти в ноль. Хабаров обвинил в случившемся менеджмент авиакомпании: "Предложенная Indigo бизнес-модель оказалась непригодна для России, а менеджмент — слабым".

Если "Авианова" действительно остановится, то "возвращать ее к жизни" будет практически бессмысленно, приводит газета мнение аналитика "Авиапорта" Олега Пантелеева.

К настоящему моменту продано около 70 тыс. билетов примерно на $7-8 миллионов, и компания обещает найти способ и вернуть деньги клиентам.

Московская межрегиональная транспортная прокуратура (ММТП) начала проверку в связи с сообщениями СМИ о прекращении полетов компании "Авианова", сообщил "Интерфаксу" официальный представитель ММТП в понедельник. "В настоящее время прокуроры работают в аэропорту "Шереметьево" (базовом аэропорту "Авиановы" - ИФ)", - отметили в ММТП. Там также сообщили, что по состоянию на 12:00 понедельника отменен один рейс "Авиановы", остальные выполняются с небольшой задержкой.

Новости