Удар по имиджу США
Дебаты о лимите госдолга и бюджетном дефиците США могли окончательно пошатнуть репутацию страны как самого надежного заемщика мира
Вашингтон. 1 августа. FINMARKET.RU - США, вероятно, удастся избежать технического дефолта благодаря достигнутому в воскресенье компромиссу между лидерами фракций в Конгрессе и Белым домом, однако дебаты о лимите госдолга и бюджетном дефиците могли окончательно пошатнуть репутацию страны как самого надежного заемщика мира.
Как пишет The Washington Post, длительное отсутствие соглашение по повышению потолка госдолга также негативно сказалось на имидже президента Барака Обамы.
"Сейчас по всему миру идут дискуссии, будет ли "эра Обамы" сменена "эрой бюджетной экономии", которая неизбежно приведет к ослаблению международного влияния США", - отмечается в статье.
В частности, для экономии госрасходов США могут быть вынуждены вывести войска из Афганистана, Ливии и Ирака, а также прекратить ряд программ международной помощи.
При этом и кредиторы, и союзники США в равной степени задумываются о том, что изменилось в американской политике, если существенная часть политической элиты готова рисковать репутацией страны как самого надежного объекта капиталовложений.
Одной из первых эти сомнения облекла в слова новый директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард. Она отметила, что в прошлом всегда наблюдалось "положительное отношение к Соединенным Штатам Америки, к гособлигациям США". Однако "события последних недель, вероятно, ухудшают это положительное отношение", добавила она.
То, что так деликатно сформулировала К.Лагард, намного жестче описывают американские экономисты. Так, Джеффри Гартен из Йельской школы менеджмента заявил, что проблемы США не закончатся с повышением лимита госдолга.
"Даже если сделка будет одобрена рейтинговыми агентствами, огромная проблема никуда не денется: нам нужна одновременно бюджетная стратегия и стратегия роста", - сказал он.
А бывший советник Белого дома по экономическим вопросам Тодд Буххольц по-прежнему не исключает вероятность снижения рейтинга США и одновременно говорит о необходимости полного изменения образа жизни на уровне государства в целом.
"Мы должны научиться жить по средствам", - считает Т.Буххольц.
Экономисты и политологи постоянно говорили о "закате экономической мощи" США еще со времен войны во Вьетнаме. Исключением стал краткий период после распада СССР, когда будущее США рисовалось преимущественно радужными красками.
Опасения картеровских и рейгановских экспертов пока не оправдались, поэтому, возможно, и нынешние тревоги преждевременны: в Европе собственный долговой кризис, Япония надолго ушла в восстановление после землетрясения, и госбумаги США остаются единственным выходом для инвесторов, которые предпочитают стабильность, пишет The Washington Post. Однако рано или поздно США придется задуматься о проблемах репутации в глазах рынка.
"Нам очень повезло, что мы сейчас состязаемся с Европой и Японией за звание "самой безответственной сверхдержавы с финансовой точки зрения". И на данный момент европейцы и японцы лидируют в этой гонке с существенным отрывом", - пошутил профессор колледжа Бард Уолтер Рассел Мид, один из ведущих специалистов по внешней политике США.
Однако в конкурентах по-прежнему остается Китай, вышедший из последнего финансового кризиса с минимальными потерями по сравнению с другими крупными странами. И власти Китая делают все возможное, чтобы разрекламировать свою экономическую систему на фоне проблем США и Европы.
Все же многие международные инвесторы опасаются, что и Китай не обладает иммунитетом к бюджетным и долговым проблемам, поразившим Грецию и США.
Ранее сообщалось, что в воскресенье вечером после многих месяцев безуспешных поисков компромисса администрация США и лидеры Конгресса пришли к рамочному соглашению о повышении потолка госдолга на $1 трлн и двухступенчатом снижении госрасходов на общую сумму примерно в $2,5 трлн за 10 лет.
Консенсус позволяет надеяться на ралли облегчения на рынке, но вместе с тем сохраняются опасения, что одобрение сделки в Палате представителей затянется из-за недовольства демократов.