"Фукусима": растерянность или тайные работы по созданию бомбы?
Бывший заместитель директора Чернобыльской АЭС Александр Коваленко комментирует последние события на АЭС "Фукусима" в Японии
Москва. 12 апреля. INTERFAX.RU – Бывший заместитель директора, начальник отдела информации и международных связей при Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Александр Коваленко в интервью корреспонденту "Интерфакса" Вячеславу Терехову пояснил ,что могут означать скопления радиоактивных отходов на аварийной японской АЭС "Фукусима-1", а также то, могут ли иметь под собой почву слухи о том, что на станции, возможно, функционировала тайная военная лаборатория.
- Как, по Вашему мнению, продвигаются работы на "Фукусиме" в настоящий момент и есть ли реальные достижения по нейтрализации последствий аварии?
- Так как японцы упорно продолжают скрывать информацию, абсолютно объективные выводы даже сегодня делать весьма сложно. Точно ясно одно: за месяц, прошедший с момента катастрофы, Япония не сумела сделать сколь либо эффективных шагов по предотвращению ее последствий. До сих пор сами японские инженеры заявляют, что не справились с задачей по восстановлению системы охлаждения на реакторах "Фукусимы-1". Если распространяемая ТЕРСО после аварии информация хоть как-то соответствует действительности, то можно говорить о том, что катастрофы не было, пока они сами ее не устроили.
- Есть ли шанс узнать более-менее правдивую информацию о масштабах разрушений на АЭС и их природе? Или же ТЕРСО продолжит реализовывать политику "неразглашения"?
- Масштабы разрушений от сейсмики и цунами абсолютно неизвестны, ибо ТЕРСО их по-прежнему скрывает. Вполне возможно, что у второго реактора был поврежден главный контур и плавление зоны началось через несколько минут после землетрясения. Но это американский проект, такая информация будет стоить многим корпорациям потери сотен миллиардов долларов, если не разорением, а потому и ее будут тщательно скрывать. Кстати, The New York Times написала со ссылкой на мнение квалифицированного члена комиссии по ядерному регулированию США (NRC), что повреждения реактора №2 на "Фукусиме" могут быть серьезнее, чем предполагалось до сих пор. По мнению эксперта, чрезвычайно высокий уровень радиации внутри контейнмента второго энергоблока АЭС говорит в пользу предположения о том, что расплавленное ядерное топливо (так называемый кориум) уже проплавило корпус реактора и частично проникло в контейнмент. Кориум чрезвычайно химически и физически активен, способен прожигать бетон на метры в сутки, а его соприкосновение с водой вызывает тепловые взрывы с выбросом высокорадиоактивных частиц. Представитель TEPCO категорически отверг такой вариант развития событий, но представитель Агентства по ядерной безопасности Японии (NISA) назвал его возможным.
- Как Вы считаете, объявленное во вторник расширение зоны эвакуации, которое Вы прогнозировали ранее, является признаком ухудшения ситуации?
- Надо начать с того, что помимо информации о первичных разрушенияx, не разглашается и то, как повлияла на выбросы из аварийных реакторов закачка азота, которая могла разнести радиоактивную пыль на большие расстояния. Хотя во вторник представитель энергетической компании TEPCO, оператора "Фукусимы-1", Дзюнити Мацумото заявил, что последствия аварии могут превысить масштабы трагедии на Чернобыльской станции, а объявленный максимальный седьмой уровень радиационной опасности означает мощный выброс радиации. Такой уровень был зафиксирован лишь в 1986 г. после взрыва на Чернобыльской АЭС. Однако Мацумото вновь отказался сообщить подробности, в том числе во сколько раз уровень радиации на станции превысил норму. Агентство по ядерной безопасности Японии NISA опубликовало некоторые данные по уровню радиации, признав, что он превосходит предельно допустимую норму в районе до 60 километров северо-западнее АЭС и в районе до 40 километров к юго-западу от "Фукусимы-1".
По мнению ряда экспертов, много вопросов вызывает и заливка в реакторы морской воды с бесконтрольным стоком в океан. Я уверен, что и персонал "Фукусимы" прекрасно понимал необходимость срочной организации аварийного, не предусмотренного проектом контура охлаждения, как это много раз делали наши моряки на аварийных атомных подводных лодках. Но как метко написал в интернете один из блогеров: "Тут русские нужны. Японцы без проекта могут войти в ступор… А для ступора времени нет".
- В настоящий момент выяснилось, что на японской АЭС десятки тысяч тонн накопленных радиоактивных отходов. Что это может означать? Неужели станция пренебрегала переработкой отработанного сырья?
- По данным Росатома, на "Фукусиме" накоплено более 11 тысяч тонн радиоактивных отходов. Это означает, что с самого начала эксплуатации станции, чтобы сэкономить 50 миллиардов евро отходы не перерабатывались вообще, хотя подобная переработка по международным нормам является неукоснительным правилом. Кроме того, можно предположить, что часть этих отходов используется для наработки материала для ядерного оружия.
От редакции: В пользу последнего тезиса говорит и появившаяся в американских СМИ публикация Йочи Шимацу, бывший редактор Japan Times Weekly, который пишет что "путаные и часто противоречивые сообщения из Японии относительно "Фукусимы" не могут быть исключительно результатом срывов, вызванных цунами,, головотяпства или непонимания". Приводя ряд факторов – то, что четвертый блок "Фукусимы" отсутствовал в документации как энергогенерирующий, так и не обнаруженные источник подземной утечки радиоактивной воды, активность аварийных процессов на четвертом реакторе, Шимацу подводит читателя к тому, что на станции могла находиться тайная лаборатория, занимающаяся ядерным оружием. Шимацу также ссылается на японских журналистов, которые уже поднимали тему тайной японской ядерной программы, реализуемой вместе с США. Странной по его мнению является и реакция на попытки премьер-министра Наото Кана прояснить ситуацию: "В ответ на прямое требование премьер-министра Наото Кана - предоставить достоверные и оперативные сведения, проядерное лобби сомкнуло ряды, отгораживая главу японского кабинета от всей важной информации". "Тайное развитие оружия всегда изобилует проблемами. В случае чрезвычайной ситуации, как это происходит в данный момент, тайны должны сохраняться любой ценой", - резюмирует автор.
- Насколько Вы как профессионал склонны верить публикациям, подобным тем, которые появились в американских СМИ?
- Думаю, что к ним следует прислушаться. Данная информация выглядит достоверной особенно после моего разговора с товарищем, который работает в Вене в МАГАТЭ. Он рассказал, что в МАГАТЭ (его возглавляет японский представитель Юкия Амано) на прошлой неделе японцы вели себя довольно странно, категорически отказываясь сообщать информацию об истинном положении дел, а так как они оказались в одной связке с США, это добавило им упорства. Реакторы-то, как известно, американские. На мой взгляд, выводы и заявления МАГАТЭ мировая общественность зря считает абсолютно достоверными. На самом деле, практически все сотрудники этой организации - это выходцы из атомной промышленности. В силу своей "кастовой" принадлежности, даже неосознанно, а на генетическом уровне они всегда будут отстаивать ее интересы. Осторожные и оптимистические декларации МАГАТЭ по поводу любой аварии на атомных объектах имели место всегда, особенно после ухода с поста ее руководителя Х. Бликса.
Эпилог
Еще 10 лет назад Юлий Андреев, который принимал участие в Чернобыльских событиях с самого их начала, а затем много лет руководил наукой в объединении "Спецатом" (аварийная служба на случай атомных аварий), писал в статье "Чернобыль и корпорации": "Необходимо изменить статус МАГАТЭ. Эта международная организация состоит исключительно из людей, принадлежащих к ядерной промышленности - коммерческой и военной. МАГАТЭ на самом деле является как бы негласной штаб-квартирой этой элиты. Одна и та же организация не может, с одной стороны, пропагандировать ввод в действие новых атомных станций, а с другой, так как отделить военный атом от мирного практически невозможно – пытаться предотвратить распространение атомного оружия. Это откровенная шизофрения".