Сценарий без права на жизнь
Глава Минфина Алексей Кудрин лишил права на жизнь сценарий инновационного развития экономики, который подразумевает сохранение дефицита бюджета после 2015 года
Красноярск. 18 февраля. FINMARKET.RU - Глава Минфина Алексей Кудрин полагает, что инновационный путь развития экономики, предлагаемый Минэкономразвития и подразумевающий сохранение дефицита бюджета после 2015 года, не имеет права на жизнь. Он также заявил, что темпы роста российской экономики должны быть выше, чем прогнозируются сейчас.
"Не скатываться до этой модели"
Сохранение дефицита бюджета на уровне 2% ВВП на период до 2020 года неприемлемо, считает вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.
"Минэкономразвития подготовлен прогноз до 2030 года, где есть два сценария - инновационный и консервативный (сырьевой). Инновационный исходит из роста цены на нефть до $100 за баррель до 2020 года и сохранения дефицита примерно 2% до 2020 года", - сказал А.Кудрин, выступая на Красноярском экономическом форуме.
Такой прогноз, по мнению министра, "не имеет права на жизнь". "Нам придется его существенно переделать, поскольку, по сути, это еще большая зависимость от нефти и большие риски для макроэкономики, чем были до кризиса", - отметил А.Кудрин.
"Я не думаю, что нам нужно скатываться до этой модели", - сказал он.
Как сообщалось, Минэкономразвития разработало и внесло в правительство сценарные условия и основные параметры долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2030 года. По традиции министерство подготовило два сценария развития экономики: инновационный и консервативный (энерго-сырьевой).
Для реализации инновационного сценария необходимо пересмотреть бюджетную политику в сторону увеличения финансирования образования, науки, здравоохранения, модернизации транспортной инфраструктуры. При существующих прогнозах цен на нефть такое увеличение расходов может не позволить реализовать планы правительства по обнулению дефицита бюджета после 2015 года. В Минэкономразвития считают, что ради перехода на инновационные рельсы можно допустить умеренный дефицит бюджета и после "нулевого" срока.
Как пояснил "Интерфаксу" замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, оба сценария исходят из умеренного роста цен на нефть и другие сырьевые ресурсы (в среднем 1-1,5% в год в реальном выражении). Предполагается, что цена на нефть марки Urals в 2020 году достигнет $101 за баррель, в 2030 году - $140 за баррель. В периоды замедления мирового экономического роста вероятно снижение цен на нефть на 15-20% от основного тренда.
Инновационный сценарий наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний. Доля высокотехнологичного сектора в этом сценарии, по словам А.Клепача, может вырасти к 2030 году до 20% ВВП с нынешних 12% (в энерго-сырьевом сценарии доля увеличивается незначительно).
"Сценарий предполагает прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста на рубеже 2020-2022 годов", - говорится в пояснительной записке к прогнозу.
Расходы на здравоохранение возрастают до 5,9% ВВП в 2020 году и до 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование, соответственно, до 6,4% и 6,8% ВВП. Возрастают расходы на науку - до 3% ВВП в 2020-2030 годах.
При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики: энергоемкость ВВП снизится к 2030 году на 40-45%, резко возрастет производительность труда.
В данном варианте среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4-4,2%, а реальные доходы населения вырастут в 2030 году в 2,3 раза (среднегодовые темпы увеличения с 2011 по 2030 год составят 4,8%).
Инновационный сценарий предполагает, что среднегодовой рост промышленного производства в период с 2011 по 2030 год составит 4,1%, при этом оборот розничной торговли будет увеличиваться в среднем на 4,8% в год.
Необходимые для выполнения условий данного варианта уровень госинвестиций и параметры бюджета развития потребуют сохранения дефицита федерального бюджета в размере 2-3% ВВП в 2015-2025 гг., государственный долг после 2025 года превысит уровень 30% ВВП.
Консервативный (энерго-сырьевой) сценарий рассматривает развитие экономики, опирающееся на использование конкурентных преимуществ России в сырьевом секторе. В сценарии не предполагается комплексная реализация всех инновационных возможностей экономики, но при этом упор делается на развитие инноваций, ориентированных на модернизацию сырьевого сектора и обеспечение обороноспособности.
Развитие инноваций в этом сценарии ориентируется в основном на импортные технологии и знания. Расходы на научные исследования и разработки возрастут к 2030 году лишь до 2% ВВП (в 2010 году - 1,2% ВВП).
Расходы на образование на протяжении всего периода оцениваются на уровне 4,4-4,9% ВВП (в 2010 году - 5,1% ВВП). Расходы на здравоохранение вырастут с 4,9% ВВП в 2010 году до 5,2% в 2030 году.
Базовой гипотезой для данного варианта является обеспечение сбалансированности федерального бюджета после 2015 года (и даже обеспечение незначительного профицита - до 1% ВВП). Сбалансированность может быть обеспечена за счет ограничения инвестиций в развитие человеческого капитала и транспортной инфраструктуры, а также пересмотра уже принятых решений в сфере пенсионной политики и обороноспособности страны.
В результате при энерго-сырьевом варианте развития экономика увеличится к 2030 году лишь в 1,8 раза со среднегодовым темпом 2,9%, реальные доходы населения - тоже в 1,8 раза, а доля России в мировом ВВП снизится с нынешнего уровня в 3% до 2,6%. Среднегодовой рост промышленного производства в данном сценарии предполагается на уровне 3,1%, оборота розничной торговли - 4,1%.
А.Кудрин полемизировал с А.Клепачем по этому поводу еще на Гайдаровских чтениях в декабре. Тогда А.Клепач отмечал, что пока не удалось решить проблему развития. "Россия остается развивающейся страной, где развитие не приобрело устойчивости и зрелости", - сказал замминистра. Он подчеркнул, что темпы роста экономики колеблются от 7% до 4% в год. При этом, по его словам, если убрать составляющую роста, связанную с высокими ценами на нефть и газ, то рост составляет около 4%. "И сейчас, когда цена на нефть стабилизируется, мы выходим на эту траекторию развития (рост около 4%)", - сказал он. По его мнению, это означает, что доля России в мировой экономике либо будет держаться около 3%, либо начнет сокращаться. Он также отметил, что до сих пор не удалось существенно сократить разрыв между уровнем доходов и производительностью труда.
По словам замминистра, по расходам на науку и образование Россия отстает от многих стран. "Чтобы хоть что-то серьезное сделать с образованием, здравоохранением, мы должны повысить расходы", - сказал он, отметив, что это касается и частных расходов. Он сообщил, что, по расчетам Минэкономразвития, дефицит бюджета еще в течение 10-20 лет будет колебаться около 2%, "то меньше, то больше". "Мы все равно вползем в долговую экономику, либо нам нужно строить новую налоговую систему", - сказал замминистра.
В свою очередь Алексей Кудрин заметил, что, по его мнению, на развитие экономики больше влияет снижение ставки кредитования на 1,5% и бездефицитный бюджет, нежели сохранение дефицита на уровне 1,5-2% ВВП и прирост ставок. Министр опасается, что поддержание дефицита бюджета "является запирающим условием для развития".
По словам А.Клепача, необходимо "придумать, как сделать так, чтобы в России интеллектуальный труд, труд, связанный с предпринимательством, а не с использованием ренты, мог приносить высокий доход". "При той модели развития, которая есть сейчас, это будет страна, где и учитель, и врач будут существенно беднее, чем те, кто находится в других секторах экономики. Это одна из ключевых драм", - сказал он.
"Только тогда, когда и ученый, и учитель, и врач будут зарабатывать достойные деньги, мы получим действительно инновационную экономику, а не страну, которая только экспортирует нефть, девушек и будущих лауреатов Нобелевской премии", - заключил А.Клепач.
Нужно больше
Темпы роста российской экономики должны быть выше, чем прогнозируются сейчас, считает Алексей Кудрин.
"Мы будем иметь в ближайшие годы устойчивый рост (ВВП) 4 и выше процента, хотя для России это недостаточно, это средний уровень по мировой экономике (. . .). России нужны темпы роста экономики выше - 6-7%", - сказал он.
Пока же, похоже, главе Минфина придется смириться с тем, что в ближайшие годы качественных изменений не произойдет. Рост промышленного производства и ВВП в ближайшие 3-4 года будет находиться примерно на одинаковом уровне, заявлял в декабре заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач.
А.Клепач добавил, что в 2011 году рост ВВП ожидается на уровне 4,2%, промпроизводства - около 4%. Согласно официальному прогнозу Минэкономразвития, ВВП РФ в 2012 году увеличится на 3,9%, промышленное производство - на 3,8%. В 2013 году ВВП вырастет на 4,5%, промпроизводство - на 4,9%.
И снова о пенсиях
Алексей Кудрин в своем выступлении вновь затронул наболевший вопрос повышения пенсионного возраста - он считает, что пенсионная реформа не сбалансирована и негативно влияет на "стратегические решения".
"Мы отклонились от соответствия стратегическим целям, когда принимали новый формат пенсионной реформы, повышали пенсии. Да, мы решили благородную задачу. Мы существенно уменьшили бедность среди пенсионеров. У многих из них пенсия стала выше. Но мы не сбалансировали ее необходимыми изменениями реформы самих пенсионных прав", - сказал А.Кудрин на экономическом форуме в Красноярске. Текст его выступления обнародован в пятницу вечером на сайте правительства РФ.
"Когда я говорил, что у нас нет ресурсов, чтобы сохранять пенсионную систему, то мне говорили, что они есть. После этого повышаются страховые взносы на бизнес. Значит, ресурсов все-таки нет", - подчеркнул вице-премьер - министр финансов.
По его словам, "дефицит Пенсионного фонда в бюджете Российской Федерации остается 1 триллион рублей". "А на строительство дорог в федеральном бюджете заложено 340 млрд рублей. Для такой страны как наша строительство дорог в таком объеме - это очень мало. Это говорит о том, что мы не принимаем главные стратегические решения должным образом", - отмечает А.Кудрин.
"Вы знаете мою позицию. Встал вопрос изменения пенсионного возраста. Со мной не согласны партия власти и некоторые политики", - добавил он.
"Но даже если не говорить про пенсионный возраст, то могу вам привести такой факт, что сегодня половина всех пенсионных назначений прошлого и этого года - это будут пенсии до пенсионного возраста, то есть это льготные пенсии по разным категориям граждан. Сейчас у нас пенсионерами становятся в 40-50 лет, половина всех новых назначений. Эта ситуация не похожа ни на одну современную страну", - сказал А.Кудрин.
Для реформ нужны честные выборы
Предстоящие президентские и парламентские выборы могут дать властям мандат на формирование новой, посткризисной модели экономического развития, только если они будут честными, считает Алексей Кудрин.
"Очень важно, чтобы общество осознало, что эти выборы пройдут как тест, как смотр тех дел, которые осуществляет власть, чтобы выборы были справедливыми и честными, чтобы на этих выборах были представлены все ведущие политические силы и представительства общества. Только это даст тот мандат, который необходим для проведения реформ. Если сложится недоверие, то и наши задачи не будут выполнены в полной мере", - сказал министр, выступая на форуме в Красноярске.
А.Кудрин также процитировал слова о том, что свобода лучше, чем несвобода. "И в этом вопросе нам еще много нужно пройти", - добавил он.
А.Кудрин, курирующий в правительстве вопросы экономического развития и бюджетный процесс, и ранее выступал с заявлениями политического характера. Так, ровно год назад в интервью Владимиру Познеру на "Первом канале" он заявил, что "Единая Россия" "увлеклась" административным ресурсом и что вступать в правящую партию не собирается.
Председатель высшего совета "Единой России" Борис Грызлов не остался в долгу, заявив в ответ, что у "единороссов" принципиальные расхождения с министром финансов, и потому они не видят чиновника в своих рядах.
Опасность докризисных тенденций
Некоторые страны возвращаются к докризисным моделям экономик, такие риски актуальны и для России, считает Алексей Кудрин. "Мы много говорим о нашей нефтегазовой зависимости, что от нее нужно избавиться, уйти, но пока это не удается", - сказал он.
"Есть риски, что мы снова станем воспроизводить докризисные тенденции, и наша модель - когда большой приток средств связан с высокой ценой на энергоносители и приток капитала идет на быстрое укрепление национальной валюты", - считает А.Кудрин.
Он отметил, что в мировой экономике сохраняются риски возврата к моделям экономики, действовавшим до кризиса. "Хотя мировой кризис снизил глобальные дисбалансы в экономике, многие страны по инерции возвращаются к некоторым докризисным моделям", - сказал он. Так, по словам А.Кудрина, происходит в США и Китае.
Слабые инвестиции, большие допрасходы
Глава Минфина отметил негативную динамику прямых иностранных инвестиций. "По предварительным данным, прямые иностранные инвестиции составили $12-14 млрд. Это мало", - сказал он, напомнив, что в лучшие годы этот показатель доходил до $27 млрд.
По словам А.Кудрина, в 2010 году в целом объем инвестиций в РФ составил 20,5% ВВП, что в номинальном выражении составляет более 9 трлн рублей. Перерабатывающая отрасль и машиностроение пока получают инвестиций существенно меньше, чем это необходимо для модернизации.
А.Кудрин отметил, что основными факторами модернизации являются значительный объем инвестиций, высокая скорость обновления основных фондов предприятий и создание условий для внедрения самых современных технологий.
Министр также отметил, что инвестиционный климат в стране пока не удовлетворяет российских инвесторов, которые "часть средств выводят в другие зоны, где доходность, может быть, будет пониже, чем в РФ", но там они в большей степени рассчитывают сохранить свои сбережения.
В целом, говоря об уровне сбережений в РФ, А.Кудрин отметил, что "у нас он не самый плохой" - до кризиса он составлял 30%, сейчас порядка 23%. Однако, подчеркнул он, "превращение сбережений в инвестиции пока отстает, сейчас оно составляет около 20%".
Также он пожаловался на большие дополнительные расходы федерального бюджета на модернизацию армии, обеспечение военнослужащих и развитие оборонной промышленности, которые с 2012 года будут составлять 1,5% ВВП. "Со следующего года три задачи - модернизация армии, улучшение обеспечения военнослужащих и оборонпром - дополнительно потянут на 1,5% ВВП ранее не имевшихся расходов", - сказал он.
А.Кудрин напомнил, что президент РФ в своем послании Федеральному собранию заявил о необходимости модернизации армии и расходах на эти цели в размере 20 трлн рублей. Помимо этого было объявлено о повышении денежного довольствия военных.
Для существенной модернизации армии требуется развитие и оборонной промышленности. "Нужны существенные ресурсы, которые пока заявлены в размере примерно 0,5% ВВП ежегодно дополнительно на развитие оборонной промышленности", - добавил А.Кудрин.