Страны BURK: риски и перспективы
Вслед за аббревиатурами BRIC и PIGS появился новый акроним для группы стран - BURK. Аналитики Сбербанка РФ ввели его для обозначения Белоруссии, России, Украины и Казахстана. В переводе с английского "burk" означает "очень твердая глыба руды в жиле"
Москва. 3 февраля. Росинвестпроект - В финансовом мире уже давно прижилась аббревиатура BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай, созвучно с английским "brick" - "кирпич"), введенная в 2003 году банком Goldman Sachs для обозначения наиболее крупных развивающихся стран, имеющих высокие темпы роста экономики. Место под солнцем обрел и акроним PIGS (Португалия, Ирландия, Греция, Испания, по-английски "pigs" - "свиньи"), придуманный британскими газетчиками в момент разрастания европейского долгового кризиса. Но на этом изобретение красивых аббревиатур не закончилось.
Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка России придумал акроним для четырех крупнейших стран бывшего Советского Союза. В своем февральском аналитическом обзоре банк использует аббревиатуру BURK, означающую Белоруссию, Украину, Россию и Казахстан. Все они - страны присутствия Сбербанка, но также их объединяет высокая зависимость от внешних факторов и необходимость проведения структурных изменений.
"Несмотря на своеобразие проблем, наблюдаемых в этих странах, перед всеми ними в 2011 г. стоит задача обеспечения устойчивого экономического роста за счет сохранения макроэкономической стабильности и поиска новых отличных от предкризисных
моделей дальнейшего развития, не в последнюю очередь, за счет структурных реформ", - говорится в обзоре ЦМИ.
"В переводе с английского языка слово "burk" означает "очень твердая глыба руды в жиле". Этим мы хотим сказать, что не ожидаем, что необходимые процессы преобразования в рассматриваемых нами четырех странах будут протекать легко, скорее наоборот, эти
преобразования будут встречать значительное сопротивление как политическое, так и административное", - отмечают в Сбербанке.
Прогнозы Сбербанка на 2011 год для всех четырех стран - умеренно-оптимистические, но элемент неопределенности - весьма значителен, и "тем сложнее и интереснее работать и принимать бизнес-решения".
Россия
Цена нефти остается основным источником рисков для российской экономики, отмечает Сбербанк. При этом для России в базовом сценарии внешние макроэкономические условия в ближайшие три года будут сохраняться относительно благоприятными. Цены на нефть останутся стабильными в реальном выражении; в номинальном выражении это будет означать рост с $83 за баррель в 2011 году до $90 в 2013 году. Траектория цен на остальные сырьевые товары в целом будет следовать ценам на нефть.
Другой фактор риска - ситуация по счету капитала. Сейчас сравнительно низкие темпы роста экономики, низкие процентные ставки, невысокий профицит баланса текущих операций заставили инвесторов пересмотреть свое отношение к России. В результате приток капитала сменился оттоком. Столь же неустойчивая ситуация может складываться и в 2011 году, полагают эксперты. "В рамках нашего умеренно-оптимистического варианта прогноза мы предполагаем, что приток капитала в 2011 году составит около $10 млрд. Увеличение притока капитала окажет повышательное давление на курс рубля. В случае сохранения оттока капитала рубль будет испытывать давление в сторону понижения", - говорится в обзоре.
Рост экономики будет идти более медленными темпами в сравнении с предкризисным периодом. В 2011 г. реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 4,1%, в 2012 - 2013 гг. - 4,2%. Наиболее важным источником роста будет внутренний потребительский спрос, движимый ростом доходов и постепенным сокращением безработицы. Однако настроения неуверенности будут уходить медленно, так что сберегательные предпочтения будут превалировать над склонностью к потреблению, доходы населения будут расти быстрее потребления домохозяйств, что и обусловит замедленный рост потребительского спроса. Реальная зарплата в 2011 г. вырастет на 2,8%, номинальная - на 10,8%.
Рост инвестиций будет также более медленным, чем в период до кризиса. В основе замедленного роста инвестиций - сохранение неуверенности инвесторов, наличие избыточных мощностей и значительный объем ранее накопленных корпоративных долгов. В 2011 г. инвестиции в основной капитал вырастут лишь на 7,3%, прежде всего, за счет реализации инвестиционных программ естественных монополий, полагают аналитики. Начиная с 2012 г. на динамику инвестиций определяющее влияние окажет рост капиталовложений в остальных секторах.
Инфляция в 2011 году, по прогнозу, сохраниться примерно на уровне 2010 г. и составит 8,9%. В 2012-2013 гг. она ожидается на уровне 7,8-8,3%. "Рост цен будет находиться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, остаются относительно высокими инфляционные ожидания, связанные с перспективами возможного удешевления рубля. С другой стороны, рост цен может сдерживаться благодаря низким темпам роста спроса в экономике, а также ужесточению бюджетной и денежной политики, направленных на снижение дефицита государственного бюджета и сдерживания роста цен", - отмечают эксперты.
Государственные финансы в результате кризиса стали менее устойчивыми, и это значительно повлияет на динамику российского рынка федеральных и субфедеральных ценных бумаг. Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета будут заимствования, прежде всего, на внутреннем рынке. Минфин РФ планирует в ближайшие три года ежегодный нетто-прирост внутреннего государственного долга в размере более 1 трлн руб. Одновременно в 2011-2013 гг. предусматривается снижение вдвое долговых обязательств бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований.
Достаточно высокие мировые цены на сырьевые товары, в первую очередь на нефть, а также ожидаемое возобновление притока капитала позволят рублю укрепиться относительно доллара США и евро: среднегодовой курс повысится с 30,4 рублей за доллар в 2010 г. до 29,8 руб. в 2011 г. В то же время сохранение на высоком уровне глобальных рисков может способствовать некоторому снижению курса рубля относительно основных мировых валют, отмечают аналитики.
По сравнению с серединой 2010 года также несколько изменились представления о динамике процентных ставок. В результате ожидаемого в 2011 году ужесточения денежно-кредитной политики и роста объема заимствований государственного бюджета процентные ставки в рублях несколько вырастут.
Белоруссия
Перед белорусской экономикой в 2011 году стоит сразу несколько задач, отмечают в Сбербанке. Руководство республики, возможно, до некоторой степени осознало, что после предвыборного перегрева требовать от экономики и в 2011 году демонстрации столь же высоких показателей роста реального сектора и денежно-кредитной сферы уже не безопасно. Но даже и официальные прогнозы, например, темпов роста реального ВВП (9-10%), кажутся экспертам завышенными: на 2011 год МВФ прогнозирует темп роста белорусского ВВП в размере 6,2%, ЦМИ Сбербанка - 6,7%.
Кроме того, достаточно высокими, с точки зрения финансовой стабильности остаются планируемые на 2011 г. темпы роста кредитования экономики (24-45%). Намерения Нацбанка повысить гибкость валютного курса за счет увеличения ежедневных колебаний внутри суженного коридора являются правильными, но остается вопрос о политической приемлемости этих стремлений и, соответственно, их применимости на практике в полной мере, отмечают в Сбербанке. В то же время, в январе 2011 года курс белорусского рубля к корзине иностранных валют снизился на 2,17%. "Мы ожидаем, что в 2011 г. номинальный обменный курс белорусского рубля по отношению к доллару и корзине валют будет продолжать снижаться. В 2011 году среднегодовое значение курса бел. рубля к доллару составит, по оценкам ЦМИ, 3200 бел. руб. за доллар США", - прогнозируют аналитики.
Улучшение условий торговли с Россией, ожидаемые после отмены уплаты Белоруссией экспортной пошлины на сырую нефть, способно несколько снизить дефицит торгового баланса Республики, но без изменений макроэкономической политики этого будет недостаточно для перехода к положительному сальдо внешней торговли, говорят аналитики. Размер внешнего долга Белоруссии является еще относительно низким по международным меркам (около 20% ВВП) и для финансирования дефицита счета текущих операций, а также рефинансирования уже существующего внешнего долга страна может пока расширять программу внешних заимствований. Тем не менее, если к 2014 году не будет достигнут профицит внешней торговли, власти республики будут вынуждены объявить дефолт по внешним государственным обязательствам, отмечают эксперты.
На протяжении последних лет особенностью Белоруссии продолжали оставаться нерыночные механизмы государственного регулирования экономики и социально-ориентированная экономическая политика властей республики. Тем не менее, подобные подходы явно имеют и свои отрицательные стороны. Растет число убыточных и неэффективных предприятий: по данным Белстата 35,9% субъектов хозяйствования являются неплатежеспособными. В связи с этим власти страны вынуждены идти на приватизацию и либерализацию экономики. В выступлениях белорусских руководителей появились высказывания о том, что главным направлением развития Республики должно стать повышение производительности труда, эффективности работы предприятий, инновационное развитие всей экономики. Недавно президент Александр Лукашенко даже употребил введенное в оборот Михаилом Горбачевым в 80-е годы слово "перестройка".
При этом белорусские власти, в целом, пытаются заверить население в своем стремлении добиться увеличения эффективности производства при сохранении социальной стабильности и недопущении существенного повышения безработицы. Мировой опыт показывает, что, как правило, при реструктуризации экономики некоторый рост безработицы, хотя бы и временный, неизбежен, напоминают эксперты. Официальными лицами Минска пока был назван прогноз возможного повышения уровня безработицы в 2011 г. до 1,5% численности экономически активного населения (с 0,7% в 2010 г.).
Либерализация ценообразования, если она примет реальные формы, а не останется продекларированной на бумаге, способна улучшить финансовые показатели предприятий республики, но, в то же время, может и повлечь за собой рост цен. Таким образом,
существенного снижения инфляции в 2011 г., особенно с сохранением высоких темпов роста денежных агрегатов, ждать не приходится. Минимальная оценка инфляции ЦМИ на 2011 г. для Белоруссии - 9%.
Привлечение прямых иностранных инвестиций и активизация приватизации - еще один шаг, способный как улучшить ситуацию с платежным балансом, так и повысить эффективность белорусской экономики. От готовности государства поступиться статусом главного
собственника в Республике может зависеть в 2011 г., и в дальнейшем, возможность сохранения макроэкономической стабильности и обеспечение дальнейшего поступательного социально-экономического развития страны.
Казахстан
Основным структурным риском для экономики Казахстана является ее ориентированность на сырьевой сектор: доля выпуска горнодобывающей промышленности в ВВП выросла с 25,5% в 2001 г. до 40% в 2009 г. во многом за счет роста цен на нефть и газ.
В результате имеет место высокая зависимость состояния экономики от ситуации в странах-торговых партнерах. В первую очередь, это страны Европы, на которые приходится около половины экспорта Казахстана; и если в Европе продолжится развитие долгового кризиса
(а это неизбежно повлечет за собой дальнейшее ужесточение бюджетной политики и замедление роста), то произойдет снижение спроса на энергоносители и металлы. Во вторую очередь, это Китай, на который приходится 15% экспорта, и который продолжает проводить жесткие меры по охлаждению экономики и стабилизации инфляции. К сожалению, реальных способов полностью избавиться от сырьевой зависимости нет, поэтому наиболее рациональной политикой для Казахстана является продолжение накопления средств в Национальном фонде, отмечают эксперты.
Другим риском до кризиса была сильная зависимость экономики от международного рынка капитала, в результате чего в стране произошел серьезный банковский кризис, и на настоящий момент банковская система до сих пор находится в стагнации. Докризисная
модель развития банковского сектора, основанная на притоке капитала, сейчас в Казахстане не воспроизводима. Это значит, что сложнее будет повторить и докризисный рост в строительстве. Как результат, либо темпы экономического роста станут более медленными, но и более сбалансированными, либо нужно искать другие источники роста, полагают аналитики.
Особенностью Казахстана в предыдущие 20 лет была политическая стабильность. В 2010-х годах риски в этой сфере могут возрасти. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, которому в 2010 году уже исполнилось 70 лет, находится у власти более 20 лет - с апреля 1990 года. Следующие президентские выборы должны состояться в 2012 г. Тем не менее, в начале 2011 г. парламент республики законодательно утвердил возможность проведения референдума о продлении полномочий президента Н. Назарбаева до 2020 г. "Политическим риском является отход Назарбаева от власти в связи с его возрастом. В этом случае в экономике может начаться серьезное перераспределение влияния различных кланов, что может несколько дестабилизировать ситуацию", - говорится в обзоре.
Украина
Критически важным для будущего Украины сейчас является исполнение программы Международного валютного фонда (МВФ), к помощи которого страна была вынуждена прибегнуть в кризис. Другие источники привлечения финансирования государственного дефицита у
Украины ограничены, к тому же, условия по ним в любом случае сильно зависят от отношений с МВФ, отмечают в Сбербанке. Текущая программа предусматривает достаточно жесткую фискальную политику, включая увеличение тарифов на газ, повышение пенсионного возраста, изменение Налогового кодекса и т.д. Зависимость от кредитов не оставляет Украине выбора, так что приходится достаточно жестко следовать программе, хотя остаются неисполненные моменты. На первом плане для Украины стоит решение внутренних проблем, таких как структурная перестройка экономики (в сторону более устойчивого роста экономики, основанного на конкурентоспособности, а не на внешних благоприятных факторах), улучшение институционального климата, политическая стабильность, независимость ЦБ.
Для восстановления экономики нужен рост инвестиций в основной капитал, пока это самый отстающий показатель. Собственных резервов для стимулирования роста инвестиций у Украины достаточно мало: необходимость удовлетворения требованиям МВФ не позволяет государству увеличивать свои инвестиции. Поэтому значительную роль сейчас может играть привлечение прямых иностранных инвестиций. Для того чтобы в страну притекал капитал, необходима стабильность. Это еще один плюс программы с МВФ, которая дает инвесторам больше уверенности, отмечают аналитики.
Уровень инфляции в 2011 году ожидается низким относительно предыдущих лет (9%), однако он остается достаточно высоким по мировым меркам. В конце 2010 года произошла смена председателя Национального Банка - на этот пост был назначен зампред банка С.Арбузов. И хотя в рамках программы с МВФ Украина должна способствовать повышению независимости Национального Банка, новый председатель может быть достаточно лоялен к президенту. Поскольку он мало знаком рынку, реакция на это назначение была несколько негативной, и пока нет сформировавшихся ожиданий его политики.
В конце 2010 г. на Украине начались резкие перемены, выразившиеся в утверждении нового Налогового кодекса, проведении административной реформы. Вероятно, они продолжатся и в 2011 (выборы в парламент могут быть перенесены на вторую половину 2012 года, поэтому пока есть возможность проводить непопулярные реформы). В целом можно ожидать улучшение инвестиционного климата в ближайшие годы.