Болезнь, которую не удается остановить

В Нью-Йорке завершается заседание Генассамблеи ООН, посвященной борьбе с ВИЧ-инфекцией. Согласно данным ООН, в мире остаются страны, где число заболевших продолжает только расти, в том числе Россия

Фото: Reuters

Москва. 11 июня. INTERFAX.RU - Проблема распространения ВИЧ-инфекции в России не теряет своей актуальности, а только становится все более серьезной год от года. Хотя эксперты уверяют, что масштабы эпидемии в нашей стране сейчас нельзя назвать угрожающими, статистические данные не внушают оптимизма, число вновь заразившихся людей растет с каждым новым годом. В последнее время государство начало тратить много сил и средств на то, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, однако отсутствие единой стратегии и координации в действиях не дают пока добиться желаемого результата.

Тем не менее, Россия не одинока в своей беде – проблема СПИДа касается всех стран мира без исключения. Вопрос о том, можно ли добиться успеха общими усилиями, обсуждается сейчас на высшем международном уровне. Сегодня в Нью-Йорке завершается заседание Генеральной ассамблеи ООН по борьбе с ВИЧ-инфекцией. По информации из доклада генерального секретаря организации Пан Ги Муна, за последнее десятилетие общее число людей, заразившихся ВИЧ и умерших от СПИДа, в мире сократилось. Исключение составили только четыре страны - Китай, США, Украина и Россия, где число заболевших продолжало только расти.

Официальная статистика показывает, что на сегодняшний момент в нашей стране зарегистрировано более 430 тысяч ВИЧ-инфицированных. Об этом interfax.ru сообщил председатель правления региональной общественной организации "Сообщество людей, живущих с ВИЧ" Михаил Рукавишников. При этом реальное число носителей вируса может быть гораздо больше. Его слова подтверждают данные, озвученные исполнительным директором Объединенной программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом Питером Пиотом, согласно которым в России насчитывается один миллион ВИЧ-инфицированных и их число год от года только растет.

В нашей стране о проблеме СПИДа заговорили в конце 80-х гг., а интенсивное развитие болезнь получила в 90-е. По словам М. Рукавишникова, пик заражений пришелся на 1999-2000 гг., когда вирус попал в среду потребителей наркотиков и получил колоссальное распространение. Кстати, этим ситуация в России отличается от США, стран Западной Европы и Африки, где эпидемия приобрела широкие масштабы половым гетеросексуальным путем, и схожа со странами СНГ и Восточной Европы. В начале 2000-х гг. темпы распространения ВИЧ-инфекции снизились, поскольку почти все, кто мог заразиться через иглу, это сделали. Сейчас же более половины вновь зараженных людей стали носителями вируса через половые связи.

В своем докладе генсек ООН отметил некоторые тенденции, которые характерны не только для ситуации с распространением ВИЧ-инфекции в мире, но и также отдельно в России. Наряду с феминизацией эпидемии, которая объясняется преобладанием полового способа передачи инфекции, эксперты отмечают, что все чаще носителями вируса становятся люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Например, в 2007 г. в Москве количество случаев заражения гомосексуальным путем увеличилось в два раза и составило более 13% от общего числа. "Дело в том, что гомосексуалисты относятся к группе риска, закрытой во всех отношениях, поскольку в обществе существует нетерпимое отношение к ним. Получается, что они закрыты в том числе и для профилактики заболеваний, передающихся половым путем", - объясняет М. Рукавишников. На это множится глобальная проблема нетерпимости к ВИЧ-инфицированным в России, которые в глазах многих являются едва ли не прокаженными.

Несмотря на то, что официальные лица неоднократно призывали наших граждан здраво относиться к этой проблеме (так, Геннадий Онищенко в свое время заявил, без понимания обществом того, что ВИЧ-инфицированные – это молодые и дееспособные люди, невозможен полный успех госпрограммы по борьбе с болезнью), очевидно, что толерантность так и не стала позитивной стороной нашего общества. Причем как проблема болезнь волнует лишь 8% россиян – именно такие данные показал опрос "Левада-центра", проводившийся в августе прошлого года. Другие опросы показывают, что россияне постепенно привыкают к мысли о том, что рядом с ними, скажем, на рабочем месте может оказаться ВИЧ-инфицированный человек, но категорически против того, чтобы пользоваться с ним одной посудой, покупать из его рук продукты. Активную неприязнь демонстрируют и родители, рассматривающие возможность нахождения в одном классе с их детьми больного ребенка.

Российские общественные организации, в том числе и "Сообщество людей, живущих с ВИЧ", во многом возлагают большие надежды на итоги работы Генеральной ассамблеи ООН. Еще семь лет назад эта организация поставила себе задачей к 2010 г. ускорить прогресс по обеспечению всеобщего доступа к профилактике и лечению ВИЧ.

Принятые Генассамблеей документы обязывают страны, в том числе и Россию, принимать конкретные меры для достижения конкретных результатов в конкретные сроки. Эксперты говорят, что в последние годы наше государство стало уделять повышенное внимание проблеме СПИДа и выделять большие средства на ее решение.

Однако, как отмечает Рукавишников, в России до сих пор нет единой стратегии по борьбе с вирусом. При том, что проблемой занимаются сразу несколько государственных органов, эффект от их работы не совсем соответствует ожидаемому. "Например, у нас в прошлом году денег на профилактику СПИДа было выделено в 20 раз меньше, чем на лечение. А ведь профилактика и лечение – вещи отнюдь не взаимозаменяемые, - говорит эксперт. - Если в России появится орган, который возьмет на себя координацию работы в борьбе с распространением ВИЧ-инфекции и СПИДа, то мы можем значительно улучшить свою статистику".

Новости