Минимегарегулятор?
ФСФР может быть упразднена, а Росстрахнадзор преобразован Федеральную финансовую службу. При этом полноценного мегарегулятора не получится. Нормотворчество отойдет Минфину, а регулятивные функции - новой службе
Москва. 16 декабря. FINMARKET.RU - После многолетних дискуссий, похоже, начала проясняться конфигурация единого регулятора различных сегментов российского финансового рынка. В проекте указа президента РФ, опубликованном на сайте Минфина, предлагается упразднить Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), руководство которой изначально номинировало ФСФР на роль глобального регулятора. А вот Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), находящаяся в подчинении Минфина, может быть преобразована в Федеральную финансовую службу. Но мегарегулятора в результате не получится - функции регулирования и надзора на финансовом рынке будут отданы в разные руки.
Первые официальные предложениями о создании мегарегулятора финансовых рынков в России были озвучены в марте 2003 г. Тогда еще министр экономического развития и торговли России Герман Греф сообщал, что правительство поручило Минэкономразвития, Минфину, Банку России и Федеральной комиссии по ценным бумагам (позднее переименована в ФСФР) представить до 1 февраля 2004 года соответствующие предложения.
Олег Вьюгин, будучи главой ФСФР, вскоре после своего назначения высказывал мнение, что служба могла бы быть преобразована в мегарегулятор на российском финансовом рынке. Мегарегулятор мог бы объединять в себе надзор на фондовом рынке (сейчас эти функции выполняет ФСФР), в банковском секторе (функции Центробанка) и на страховом рынке (Федеральная служба страхового надзора). Однако эта идея также не получила поддержки.
Теперь же, как следует из опубликованного на сайте Минфина проекта указа президента России, Федеральная служба по финансовым рынкам может быть и вовсе упразднена, а Росстрахнадзор преобразован в Федеральную финансовую службу и перейти в прямое подчинение правительству РФ.
При этом преобразованной службе будут переданы функции упраздняемой ФСФР по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, за исключением банковской и аудиторской деятельности.
Минфину же предлагается передать функции ФСФР по принятию нормативных правовых актов в сфере финансовых рынков. При этом руководство Федеральной финансовой службой будет передано правительству РФ.
"Это рабочий вариант указа, и точка зрения Минфина переподчинить себе ФСФР мне известна, ничего нового в этом нет. Этот вопрос будет решаться с учетом мнения всех правительственных структур. Его должен будет согласовать премьер-министр и подписать президент", - прокомментировал проект указа глава ФСФР Владимир Миловидов.
Он отметил, что служба этот проект указа изучит, когда он к ней поступит, и выскажет свои комментарии и замечания.
В.Миловидов сказал, что в настоящее время у него много других забот, в частности, по подготовке к принятию в Госдуме законопроектов, регулирующих финансовый рынок, и вопрос преобразования ФСФР не является приоритетным.
Глава ФСФР также высказал свое экспертное мнение по вопросу объединения ведомств. "ФСФР в настоящее время обладает и регуляторными, и надзорными функциями. Расширение этих функций за счет других секторов финансового рынка путем слияния или присоединения к другой организации - заслуживающий внимания вопрос", - сказал он.
Вопрос о том, какое ведомство упразднять или присоединять, а также кому будет подчиняться единый регулятор, требует обсуждения, добавил он.
Экс-глава ФСФР, председатель совета директоров МДМ банка Олег Вьюгин полагает, что объединенная служба должна подчиняться непосредственно правительству РФ. Он напомнил, что первоначально обсуждалась идея присоединения Росстрахнадзора к ФСФР. При этом предполагалось, что новое ведомство будет выполнять функции как надзора, так и регулирования, а также находиться под руководством правительства РФ.
"У Минфина есть одна задача - это бюджет и его исполнение. Задача, связанная с регулирование финансового рынка, - это вторичная функция и совсем не его", - сказал О.Вьюгин. Он отметил, что в случае принятия решения о подчинении этого ведомства Минфину курировать его работу будет один из заместителей министра.
По мнению экс-главы ФСФР, мегурегулятор не должен подчиняться Минфину. Также он считает, что создание нового ведомства на базе Росстрахнадзора - "это не очень правильное решение".
Информация о возможном объединении двух ведомств появилась в ноябре текущего года. Официально о такой возможности заявил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. "Это вполне реалистично. Я думаю, что перспектива объединения как минимум двух структур для того, чтобы унифицировать инструмент регулирования, у нас есть", - сказал он.
Руководитель Федеральной службы страхового надзора Александр Коваль отмечал, что создание мегарегулятора на финансовом рынке РФ может занять 1-2 года.
Позже предложение об объединении ФСФР и Росстрахнадзора поддержал помощник президента РФ Аркадий Дворкович. "Это хороший может быть первый шаг (создание мегарегулятора)", - сказал он, говоря о реформировании регулирования финансовых рынков.
Вопрос о создании мегарегулятора различных сегментов российского финансового рынка планировалось рассмотреть на заседании совета по финансовым рынкам при президенте РФ, намеченном на 21 декабря. Однако в четверг глава ФСФР Владимир Миловидов сообщил, что вопрос с повестки дня заседания снят.
Как сообщалось ранее, председатель этого совета Алексей Кудрин предложил обсудить объединение ФСФР и Федеральной службы страхового надзора на заседании совета в декабре.
В.Миловидов сообщил, что сроки нового обсуждения вопроса о мегарегуляторе пока неизвестны, а вместо этого вопроса будет обсуждаться законопроект об аффилированных лицах.
Экспертные заключения на проект указа принимаются с 15 по 25 декабря 2010 года. В проекте предусмотрено, что правительство РФ должно в течение трех месяцев с момента вступления указа в силу принять необходимые меры по его исполнению.
Тем временем в некоторых СМИ обсуждается тема возможной отставки главы ФСФР Владимира Миловидова и главы Росстрахнадзора Александра Коваля. Источники "Коммерсанта" в Белом доме утверждают, что пока решение об отставке Владимира Миловидова и преобразовании Росстрахнадзора не принято. По этим данным, в декабре обсуждается вопрос о создании ФФС во главе с нынешним замминистра финансов Алексеем Саватюгиным, однако окончательного решения, в том числе кадрового, в правительстве ожидают после новогодних каникул. Как сообщает издание, предполагается, что и господину Миловидову, и господину Ковалю будут предложены посты "профильных" заместителей главы ФФС, полномочия которой будут постепенно расширяться.
Мнения источников о том, кто среди кандидатов на пост главы нового ведомства является фаворитом, расходятся. "Скорее всего, это будет Миловидов", - считает собеседник "Интерфакса", близкий к президентскому совету по финрынкам. Он также слышал о кандидатурах замминистра финансов Алексея Саватюгина, замглавы аппарата правительства Анны Поповой и руководителя департамента финансовых рынков Минфина Сергея Барсукова.
Еще один источник называет другой набор кандидатур - А.Саватюгин, глава думского комитета по финансовому рынку Владислав Резник и бывший замминистра экономического развития, управляющий директор "Тройки Диалог" Андрей Шаронов.
О.Вьюгин, комментируя эту информацию, отметил, что это "пока слухи". По его мнению, В.Резник мог бы принять такое предложение. О других кандидатах он сказал: "Я не знаю, зачем это нужно А.Шаронову. Слышал, что А.Саватюгин не хочет".