Рынок мощности придется запускать

С первого июля, согласно поручению правительства, в России должен быть запущен рынок мощностей, однако как он будет работать, полной ясности нет

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 4 июня. INTERFAX.RU - Правительство России поручило Минэнерго обеспечить запуск рынка мощности с 1 июля. Между тем окончательного понимания, как будет осуществлен переход к торговле мощностью, нет. Доживающему последние дни РАО "ЕЭС" и Федеральной службе по тарифам (ФСТ) правительство отвело пять дней на разрешение разногласий. В тоже время задержка запуска рынка мощности может поставить под угрозу выполнение инвестпрограмм новыми собственниками генерирующих компаний.

"Прошли в последние дни необходимые совещания в правительстве, есть поручение обеспечить ввод рынка мощности с 1 июля, Минэнерго работает с заинтересованными органами власти, думаю, все будет нормально", - сообщил в среду глава ведомства Сергей Шматко.

Согласно реформе электроэнергетики, введение рынка мощности необходимо для возврата инвестиций в генерирующие электроэнергию активы. В настоящий момент мощность оплачивается по тарифу, утверждаемому ФСТ, но он не компенсирует вложений в модернизацию. Введение рынка мощности планировалось запустить еще с января 2008 года. Но срок был отложен сначала на 1 апреля, а теперь на 1 июля, когда РАО "ЕЭС" прекратит свое существование, а реформа отрасли формально завершится.

Впрочем, ключевое постановление о рынке мощности до сих пор не принято в силу разногласий между ФСТ и РАО "ЕЭС России". На межведомственном совещании не далее как 30 мая оно было отправлено на очередную доработку. Сегодня правительство выделило на устранение несогласованных моментов пять суток. Председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс сообщил, что "дан пятидневный срок на снятие разногласий. Надеемся, что это (запуск 1 июля –ИФ) произойдет".

Рынок мощности предполагает проведение аукционов на право заключения контрактов на использование мощности генерирующих компаний. Но торговля мощностью в рамках целевой модели начнется только с 2012 года. Пока предусмотрен переходный вариант, по которому у участников будет несколько путей для заключения контрактов на поставку мощности и электроэнергии - в рамках регулируемых договоров по тарифу ФСТ, свободных договоров на электроэнергию и мощность в ходе биржевых торгов. Также для участников регулируемых договоров и собственников новых генерирующих мощностей (которая пока не включена в баланс ФСТ) предусмотрена возможность работать в рамках внебиржевых свободных договоров.

В результате реформы отрасли была выработана инвестпрограмма до 2012 г., объем вложений по которой составит 4,3 трлн руб., в частности в текущем году планируется инвестировать в 815 млрд руб., в 2009 г. - 1,12 трлн рублей. На эти средства предполагается в 2008 г. ввести 2,2 ГВт энергомощностей, в 2009 г. - 5,7 ГВТ, в 2010 г. - 10,6 ГВт, а в 2011 г. - 12,2 ГВт. В последние несколько лет ежегодный объем ввода энергомощностей составляет 1,5-2 ГВт.

При покупке генерирующих активов РАО ЕЭС новых собственников путем заключения договоров на мощность обязали выполнять запланированные инвестиционные программы. "Для компаний рынок мощностей - это не вопрос заработка, а вопрос выполнения своих инвестпрограм, и рынок мощностей призван им в этом помочь", - поясняет аналитик ИК "Олма" Иван Рубинов. - Само разделение рынков мощности и электроэнергии было проведено для разделения постоянных и переменных издержек генерирующих компаний, таким образом, чтобы с выручки на рынке мощностей оплачивались постоянные расходы".

Крупнейшие инвесторы в энергетику уже высказывали опасения, что очередная задержка запуска рынка мощности может поставить под угрозу выполнение инвестиционных обязательств новых собственников генерирующих компаний. "Рынок электроэнергии позволяет окупить текущие затраты энергокомпаний, в то время как основная нагрузка по окупаемости капитальных затрат лежит именно на рынке мощности", - поясняет гендиректор компании En+ Development Владимир Кирюхин. Перенос сроков запуска рынка мощности, по его словам, не только существенно снижает инвестиционную привлекательность всей российской электроэнергетики, но и тормозит развитие энергетических компаний и отрасли в целом.

"К сожалению, у инвесторов без работающего рынка мощности и реформы розничного рынка нет экономической мотивации для инвестиций. Если запуск рынка будет отложен, то произойдет естественная сдвижка привлечения инвестиций уже для последующих проектов", - сообщил "Интерфаксу" глава ЗАО "КЭС" Михаил Слободин.

Он также отметил, что мощности в отрасли изношены на 80%, а для того, чтобы хоты бы через 4 года появилась, например, новая станция, нужно уже сейчас начинать искать площадку и разрабатывать ТЭО. "Деньги, полученные в ходе IPO на строительство мощностей для инвесторов - это скорее обременение, нежели счастливая возможность увеличить стоимость инвестированного капитала. Эти деньги не обеспечены нормальной реальной окупаемостью, потому что доходы с расходами не стыкуются, и через два года эти инвестиционные деньги закончатся", - пояснил он.

Либерализация данного рынка пойдет постепенно, но каким образом это будет осуществляться на первом этапе до сих пор четкой ясности нет, тем важнее роль регулятора. Однозначных же прогнозов по ценообразованию аналитики пока делать не берутся.

Как заявил Анатолий Чубайс в интервью "Интерфаксу", "фундаментальный фактор, от которого инвестпрограмма энергетики теперь зависит, - это позиция правительства и министерства энергетики РФ". Выполнение программы зависит от того, хватит ли у государства "политической воли сказать: инвестиции в энергетику необходимы, они нужны стране". При этом важно "технологически грамотно выстроить процесс координации, контроля, поддержки".

На рынке электроэнергии, говорят аналитики, рост цен будет, но не стихийный. Постепенная либерализация оптового рынка электроэнергии началась с 2007 года. По закону с января 2011 г. оптовый рынок будет полностью регулироваться рынком, на текущем этапе 95% рынка регулируется государством. "Рынок электроэнергии сейчас высоковолатилен, даже в течение суток цены весьма нестабильны, что связано также с опасениями по поводу дефицита мощности", - говорит аналитик Financil Bridge Алексей Серов.

Российская экономика пока очень энергоемка, а удельный вес электроэнергии при производстве товаров высок, особенно для ряда отраслей, поэтому рост цен на электроэнергию не может не беспокоить российских производителей.

Между тем, ФСТ уже рассчитала прогноз конечной цены в среднем для всех категорий потребителей. Цена была рассчитана исходя из поставок как по регулируемым тарифам, так и по нерегулируемым ценам. Так, цены на электроэнергию в первой ценовой зоне РФ в 2009 г. вырастет на 18%, во второй ценовой зоне - 19,8%, в Калининградской области - 14,3%, в республике Коми - 16%, в неценовой зоне Дальнего Востока - на 17,1%.

Также глава ФСТ Сергей Новиков поспешил заверить, что "прямое влияние роста цен на электроэнергию на инфляцию сильно преувеличенно, так как основной рост цен приходится на нерегулируемые тарифы - уголь, газ и мазут". По его словам, до 2008 г. темпы роста тарифов в электроэнергетике были существенно ниже темпов роста цен в нерегулируемых отраслях. По словам Алексея Серова, ФСТ подобными заявлениями лишь провоцирует инфляционные ожидания.

Обозреватель Наталия Жогова

Новости