В погоне за лидерством
Антикризисные мероприятия по поддержке автопрома точно дали свои результаты, радуются чиновники. К середине 2013 года российский авторынок полностью восстановится, а в 2014 году станет №1 в Европе, считают в Минпромторге РФ
Москва/Казань. 20 октября. FINMARKET.RU - Мощная поддержка государством отечественного автопрома в кризис не прошла даром. Российский авторынок активно растет, и хотя до его полного восстановления не один год, в Минпромторге уже позволили себе помечтать о лидерстве в Европе в среднесрочной перспективе.
Завелись
Будущее российского автомобильного рынка представляется чиновникам и аналитикам вполне достойным. В Минпромторге, например, надеются на полное его восстановление в ближайшие три года, а там и до позиций европейского лидера рукой подать.
"К середине 2013 года рынок полностью восстановится, а в 2014 году станет рынком N1 в Европе, преодолев отметку в 3 млн автомобилей", - сказал глава Минпромторга Виктор Христенко в ходе выступления в Госдуме.
Также он отметил, что в 2010 году производство автомобилей всех типов в России достигнет 1,3 млн штук при объеме рынка более 1,7 млн автомобилей.
С оценками Минпромторга солидарны и аналитики. Как сообщал "Финмаркету" исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов, они собираются улучшить свой июльский прогноз по продажам легковых автомобилей с 1,7 млн до 1,75 млн машин.
Пока же рынок постепенно выбирается из кризиса. С апреля этого года рост российского авторынка месяц к месяцу выражался в двузначных цифрах. В частности, в сентябре 2010 года продажи автомобилей выросли на 55% к аналогичному периоду прошлого года. Всего по итогам 8 месяцев рынок новых автомобилей вырос на 18%. "Это позволяет нам полагать, что рынок выходит из кризиса. При этом рост наблюдается во всех сегментах автомобилей, а не только самых дешевых", - заявил в среду заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев.
Поддержка удалась
В целом комплекс мер поддержки российского автомобильного кластера, реализованный в кризисный период, был эффективным, отметил А.Дементьев.
"Антикризисные мероприятия по поддержке автомобильного рынка точно дали свои результаты", - заявил заместитель министра на российско-турецком деловом форуме "Стратегия инновационного развития автокомпонентного промышленного кластера в РФ"
В помощь автопроизводителям власти наштамповали сразу несколько программ, которые поддержали потребительский спрос, ввели фактически запретительные ввозные пошлины на иномарки. Но самой удачной, как признают в Минпромторге получилась программа утилизации легковых автомобилей.
По оценкам, озвученным А.Дементьевым на пресс-конференции, каждый пятый автомобиль, проданный в текущем году в России, был продан по программе утилизации старых машин.
"Мы достаточно активно поддерживаем потребительский спрос на автомобильном рынке. Так, существует 400 тыс. свидетельств об утилизации автомобилей, 325 тыс. уже на сегодняшний день выдано, 200 тыс. автомобилей физически уже доехали до своих владельцев, 95 тыс. заказано. Программа активно реализуется. По факту каждый пятый автомобиль в этом году был продан с участием этой программы", - отметил он.
Причем в продажах некоторых производителей доля реализованных по программе утилизации автомобилей достигла 50%. "Большую долю занимают машины старого вазовского семейства. Это говорит о том, что для достаточно большого слоя населения такая покупка действительно является возможностью решить проблему собственной мобильности", - считает замминистра.
Неплохо работает еще одна программа по поддержке автопрома - льготного автокредитования при покупке автомобилей отечественного производства. По данным, приведенным Виктором Христенко, в настоящее время принято почти 270 тыс. заявок и выдано более 120 тыс. кредитов в рамках программы льготного кредитования.
В помощь российскому автопрому работали и такие непопулярные меры, как повышение таможенных пошлин на иномарки, которые, по словам А.Дементьева, "показали свою работоспособность". За девять месяцев 2010 года 9 из 10 автомобилей-лидеров продаж были выпущены на территории России.
"Результат налицо: доля легковых автотранспортных средств, продаваемых в России, постепенно росла и в 2010 году значительно превысила объем продаж импортируемых легковых автомобилей. Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке легковых коммерческих автомобилей", - сказал замминистра.
Свою лепту в восстановление грузового секторы рынка внесла, в том числе, и программа госзаказа. "Отечественные производители грузовой техники сумели удержать доминирующее положение в структуре продаж", - отметил А.Дементьев. При этом рост импорта произошел в основном за счет повышения спроса на седельные тягачи, используемые в международных перевозках.
Он добавил, что похожая ситуация наблюдается на рынке автобусов, где большую роль играет программа обновления регионального парка автотранспорта, которая реализуется при поддержке федерального бюджета.
Причем реализуемые государством программы поддерживают не только производителей. Как сообщал ранее директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Алексей Рахманов, каждый вложенный в утилизацию легковых автомобилей рубль приносит в бюджет РФ 2 рубля налогов.