Наворовали на миллиарды
Убытки розничных сетей от воровства и ошибок в этом году составили $107 млрд, что на 5,6% меньше, чем годом ранее. Увы, такое снижение связано не с ростом сознательности в мире
Москва. 20 октября. FINMARKET.RU - Одной из больных проблем торговли является воровство. В 2010 году убытки от магазинных краж для мировой розницы составили $45,5 млрд. Еще $37,8 млрд стоили кражи со стороны самих продавцов. Интересно, что российские покупатели признаны одними из самых честных, тогда как персонал - одним из самых нечистых на руку.
О том, сколько недобросовестность стоит розничным сетям, говорится в исследовании Global Retail Theft Barometer, проведенном британским Центром исследований торговли (CRR) по заказу Checkpoint Systems. Исследование охватило 42 страны путем опроса представителей розничных сетей. В исследовании приняли участие 1,1 тыс. респондентов. В этом году первые за десять лет существования "Барометра" в обзор включена Россия.
Авторы исследования оценивают объемы недостачи в розничных магазинах. Под недостачей исследователи понимают не только кражи со стороны покупателей и персонала, но и ошибки поставщиков и производителей, а также внутренние ошибки сетей (включая просчеты в ценообразовании и бухгалтерские ошибки), которые приводят к росту убытков.
Меньше воруют?
После бурного всплеска в кризисном прошлом году, в 2010-м недостачи в магазинах сократились. Убытки мировой розничной торговли от краж и ошибок составили $107 млрд (1,36% от общего объема продаж мирового ритейла), что на 5,6% ниже показателя 2009-го.
Впрочем, сокращение потерь розницы объясняется отнюдь не ростом сознательности у клиентов и персонала.
Как показывает "Барометр-2010", в 2010 году выросли расходы сетей на предотвращение таких убытков - до $26,8 млрд (0,34% от мировых продаж розницы) после прошлогоднего падения до $1 млрд. В том числе, в этом году инвестиции ритейлеров в системы безопасности составили $8,3 млрд.
При этом стоимость убытков перекладывается на плечи самих покупателей. В среднем каждой семье преступления в рознице стоили $185,59.
Преступность в секторе между тем растет. Порядка 31% ритейлеров в 2010 году говорят о том, что число краж увеличилось по сравнению с предыдущем годом, когда 41% сетей заявляли о росте воровства (эти цифры отражают не объем краж, а число пострадавших компаний, уточняют эксперты).
Всего в прошлом году ритейлеры задержали порядка 6,2 млн воришек (больше, чем, население многих стран ЕС, отмечают в CRR).
Наиболее привлекательными для воров являются товары известных марок и дорогостоящая продукция. В частности, косметика, алкоголь, женская и дизайнерская одежда, парфюм. Они не брезгуют также бритвами, DVD- и CD-дисками, видеоиграми, мелкой электроникой и модными аксессуарами.
По мнению респондентов "Барометра-2010", 42,2% всех убытков сетей ($45,5 млрд) являются следствием магазинных краж, а 35,3% - результатом недобросовестных действий работников ($37,8 млрд). На совести поставщиков и производителей лежит 5.4% недостач магазинов ($5,8 млрд), на внутренние ошибки приходится 16,9% ($18,1 млрд).
Ситуация в мире складывается по-разному. Владельцы розничных магазинов в странах Северной и Латинской Америки считают основной причиной убытков кражи персонала, в то время как торговцы в странах АТР и Европы большинство убытков объясняют ворующими покупателями.
Лидером по общим убыткам от недостачи является Индия (2,7% от оборота). Лучше всего ситуация на Тайване (0,87%), в Гонконге (0,91%) и Австрии (0,97%). Россия (1,61%) в списке наиболее страдающих от убытков делит четвертое место с Мексикой.
Однако по абсолютным цифрам недостачи - $39 млрд - ни одна страна не может сравниться с США. Вместе с тем, США являются и самым крупным рынком сбыта в мире. В России общий объем потерь составляет $3,321 млрд.
Национальные особенности краж
Как пишет BBC, российские покупатели были признаны одними из самых честных в Европе. На их долю приходится 41,2% от общего уровня недостачи в стране. Это второй результат в Европе после Словакии (40,5%). С другой стороны, в России самый недобросовестный персонал. На его долю приходится 36,5% от общего уровня недостачи. Еще более недобросовестные работники европейских магазинов лишь в Великобритании (36,8%).
По сравнению с 2009 годом российским розничным торговцам удалось снизить уровень недостачи на 4,2%. Причем по прогнозам, уровень недостачи в розничной торговле будет продолжать снижаться.
Что касается самих ритейлеров в России, то они жаловались на кражи как со стороны продавцов, так и покупателей.
Главный исполнительный директор крупнейшей розничной компании Х5 Retail Group Лев Хасис, в прошлом году рассказывал, что службы безопасности магазинов группы задерживают около 20 тыс. покупателей в месяц. "Ежемесячно наша служба безопасности задерживает около 20 тыс. покупателей, которые пытаются что-то украсть. При этом тех, кто не попадается, примерно вдвое больше", - говорил Л.Хасис в интервью газете "Ведомости".
Топ-менеджер компании привел несколько анекдотических случаев. "Перед Новым годом женщина на кассе потеряла сознание. Когда ей начали оказывать помощь, оказалось, что она спрятала под одежду замороженного осетра, от чего и переохладилась", - рассказал глава торговой сети.
По поводу нечистых на руку продавцов Л.Хасис замечал: "в среднем в месяц задерживаем около 600 человек, но это в основном сотрудники магазинов. С учетом текучки - около 3% персонала". Здесь, по его словам, тоже иногда доходит до курьезов. "Недавно продавщица была задержана при попытке вынести из магазина в нижнем белье шесть пачек сливочного масла и 18 куриных окорочков", - рассказал директор Х5 Retail Group.
В среднем в торговле потери от хищений составляют до 2% от выручки, но возможность учитывать эти потери в издержках обсуждается с Минфином уже много лет, посетовал Л.Хасис.