Станем договариваться?
Россия и Белоруссия попытаются договориться по поводу взимания экспортных пошлин на нефтепродукты. Коллегия Экономического суда СНГ дала спорщикам срок до 7 октября, чтобы найти взаимоприемлемый вариант внесудебного решения
Минск. 7 сентября. FINMARKET.RU - Во вторник в Минске прошло заседание Экономического Суда СНГ по рассмотрению белорусско-российского спора, касающегося взимания Россией вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, поставляемые в Белоруссию. Рассмотрев иск правительства Белоруссии к РФ о неправомерности взимания экспортных пошлин на нефтепродукты, коллегия суд приняла решение удовлетворить ходатайство российской стороны и отклонила ходатайство Белоруссии.
Как передал корреспондент агентства "Интерфакс-Запад" из зала суда, рассмотрев представленное российской стороной ходатайство о возможности урегулирования спора во внесудебном порядке, коллегия суда приняла решение данное ходатайство удовлетворить.
Ходатайство белорусской стороны, в котором содержалось предложение о временной отмене взимания экспортных пошлин, коллегией суда было отклонено.
Суд также принял решение о проведении следующего заседания по данному иску 7 октября.
До этого срока стороны могут изыскать возможности и согласовать механизм внесудебного решения спора, пояснил пресс-секретарь Экономического суда СНГ Владимир Винник.
Как сообщил журналистам по итогам заседания коллегии суда заместитель министра юстиции России Василий Лихачев, действующая законодательная база как двух государств, так стран СНГ и ЕврАзЭС, позволяет "найти развязки внесудебного урегулирования спора".
В.Лихачев заметил, что "в процессе согласования позиций сторон были разные точки зрения". "Но важно, что этот процесс (урегулирование спора) мы начинаем партнерами, союзниками, у нас нет принципиальных разногласий", - подчеркнул В.Лихачев.
Экономический суд СНГ получил исковое заявление правительства Белоруссии 26 марта 2010 года. В иске Минюст Белоруссии ссылается на межправсоглашение о свободной торговле от 13 ноября 1992 года и протокол о введении режима свободной торговли между Белоруссией и Россией от 6 января 1995 года, которым установлено, что стороны не применяют пошлины во взаимной торговле. 21 апреля коллегия Экономического суда приняла в производство исковое заявление белорусской стороны.
В данном иске Белорусская сторона оспаривает введенные Россией с 1 января 2010 года экспортные пошлины на нефтепродукты и нефтехимическое сырье, поставляемые в Белоруссию.
Белорусская сторона полагает, что единственным исключением из режима беспошлинной торговли является сырая нефть, часть которой облагается экспортной пошлиной в соответствии с белорусско-российским межправпротоколом от 27 января 2010 года.
Этим документом определены условия поставки российской нефти в Белоруссию в 2010 году. Взаимная торговля всеми остальными товарами должна осуществляться беспошлинно, подчеркивает Минюст Белоруссии.
С 1 января 2010 года, на основании телетайпограммы первого заместителя руководителя ФТС России, продукты переработки нефти, в том числе нефтехимическое сырье, поставляемые из Российской Федерации в Белоруссию, облагаются вывозной таможенной пошлиной.
Ранее Минюст Белоруссии отмечал, что позиция республики по данному вопросу уже сформирована и подтверждена "многочисленными заключениями юристов-международников, юридических фирм, адвокатов, университетов не только Белоруссии, но и ряда иностранных государств".
На сайте Минюста приводятся заключения юридической компании Magisters, Специализированной юридической консультации по обслуживанию субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности и адвоката Хайдархуджа Толибова, являвшегося председателем Экономического Суда СНГ в 1995-2004 годах.
В заключении Magisters, в, частности, говорится, что "применение РФ вывозных таможенных пошлин не нефтепродукты является неправомерным, так как между двумя государствами не существует ни одного соглашения или протокола, которые бы это предусматривали".
Готова ли Россия уступить в вопросе экспортных пошлин на нефтепродукты? Экспортные пошлины в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана продолжат действовать до момента создания единого экономического пространства (ЕЭП), сообщал в начале июля вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин журналистам.
Как сообщалось, согласно договоренностям РФ, Казахстана и Белоруссии, ЕЭП должно заработать с 1 января 2012 года.
В то же время, по словам А.Кудрина, "сейчас формула более гибкая - если нам удастся подготовить все соглашения, ввести их в действие, мы можем рассмотреть более раннее (создание ЕЭП)". Соответственно, в этом случае раньше произойдет и освобождение от экспортных пошлин.
"Это зависит от графика подписания соглашений и вступления их в действие", - подчеркивал министр. При этом он отказался называть более точные сроки, пояснив, что "возможность более быстрой подготовки (соглашений) требует дополнительной оценки".
Пока ломаются копья вокруг ставок экспортных пошлин экономика Белоруссии несет убытки. Белорусские эксперты нефтяного рынка оценивают ущерб, нанесенный экономике республики в результате изменения условий поставок российской нефти и экспорта нефтепродуктов, с учетом венесуэльского проекта (с мая 2010 года Белоруссия начала импорт нефти из Венесуэлы), в $2,5-3 млрд.
"Как известно, по оценкам МВФ, ущерб, нанесенный Белоруссии в результате так называемого нефтяного шока, оценивается в $2 млрд, но речь идет в этом случае только о последствиях, вызванных действиями РФ. Те издержки, которые Белоруссия несет по венесуэльскому проекту, за который она, возможно, и не взялась бы так срочно, в этом случае не учитываются", - заявил агентству "Интерфакс-Запад" источник в профильной государственной организации.
Он напомнил, что согласно данным национальной статистики, средняя цена венесуэльской нефти, по состоянию на май текущего года, составила для Белоруссии $656 за тонну, в то время как в июне цена беспошлинной российской нефти для белорусских НПЗ составляла $225 за тонну, пошлинной - $530 за тонну.
Таким образом, если учесть планы Белоруссии ввезти за год в республику до 4 млн тонн нефти, чтобы дозагрузить собственные НПЗ и, по возможности, сократить закупки российской пошлинной нефти, к данным МВФ следует "приплюсовать" еще $0,5-1,5 млрд. "И это в том случае, если полагать, что цена на нефть Santa-Barbara в $656 за тонну дана уже с учетом транспортных расходов. Впрочем, отчасти транспортные расходы компенсируются за счет прибыли от переработки этой суперлегкой нефти", - заметил эксперт. Он обратил внимание на то, что это данные так называемых "прямых подсчетов", однако если учитывать разницу в стоимости корзины нефтепродуктов, получаемых из российской и из венесуэльской нефти, это позволит несколько "нивелировать ущерб для бюджета" - до $1 млрд по максимуму.
Он также отметил, что проект по поставке в Белоруссию нефти из Венесуэлы "нельзя назвать ни политическим, ни экономическим". "Это в большей степени имиджевый проект, который призван показать, что Белоруссия может найти альтернативные способы загрузки собственных НПЗ и достаточно долго работать по таким проектам", - заметил собеседник агентства.