Тайна "Курска"

Эксперты утвержадют, что причина взрыва торпеды на подводной лодке "Курск", затонувшей во время учений в 2000 году, остается неизвестной

Фото: ИТАР-ТАСС

Санкт-Петербург. 10 августа. INTERFAX.RU - Причина взрыва торпеды на атомной подводной лодке "Курск" до сих пор не ясна, сказал председатель петербургского клуба подводников капитан 1-го ранга Игорь Курдин в агентстве "Интерфакс Северо-Запад" в понедельник на пресс-конференции, посвященной 10-й годовщине со дня трагедии в Баренцевом море. "Очевидно, что причиной детонации торпеды в первом отсеке могли послужить две причины - внутренняя и внешняя. Многие говорят о том, что "Курск" мог столкнуться с другой подлодкой или даже подвергнуться торпедной атаке", - отметил Курдин.

Вместе с тем, по его словам, версия столкновения "Курска" с внешним предметом не подтверждается. "Нет ни одного доказательства торпедной атаки на крейсер. А те, кто говорят о столкновении с американской подлодкой, перекладывают с больной головы на здоровую", - сказал подводник. "Нам очень удобно иметь "американскую" версию",- заметил Курдин.

Между тем председатель клуба подводников не исключил, что взрыв торпеды мог быть спровоцирован ошибочными действиями самого экипажа.

Говоря о мерах, принятых для спасения экипажа атомохода в первые часы после трагедии, Курдин охарактеризовал их как "бездарные". "Самая бездарная операция - это спасательная операция. Ее просто не было",- считает бывший подводник. Он подчеркнул, что "если подлодка тонет в 100 километрах от входа в Кольский залив на глубине 108 метров - ее обязаны были спасти".

В свою очередь, руководитель по специальной тематике ОАО ЦКБ МТ "Рубин" академик Игорь Спасский, который во время операции по подъему подлодки возглавлял конструкторское бюро и входил в группу по руководству подъемным работами, считает, что причина взрыва торпеды на "Курске" кроется в разгерметизации корпуса торпеды. "Видимо, торпеда потеряла герметичность и перекись водорода стала постепенно вытекать из нее, пока не случился взрыв", - сказал Спасский.

При этом ученый подчеркнул, что сами по себе торпеды подобной схемы абсолютно безопасны при надлежащем уходе. "Матросы даже любили на этих торпедах спать. Из-за постоянной химической реакции в них они были постоянно теплыми", - заметил Спасский.

АПЛ "Курск" затонула в Баренцевом море 12 августа 2000 года во время учений. По официальной версии, гибель подлодки произошла в результате взрыва торпеды на ее борту в ходе подготовки к условной торпедной атаке. Тогда погибли все 118 человек экипажа, представителей командования Северного флота и дагестанского завода "Дагдизель".

В 2001 г. в результате крупномасштабной международной операции АПЛ была поднята со дна моря, доставлена на завод в Росляково, откуда ее переправили на СРЗ "Нерпа" в Снежногоорск для дальнейшей утилизации. Единственно, что было оставлено и сохранено - рубка АПЛ, которая установлена в Мурманске.

Новости