Дорожный фонд получил добро

Дмитрий Медведев одобрил предложения по созданию федерального дорожного фонда и источникам его наполнения. Накачивать фонд будут за счет роста акцизов на топливо и транспортного налога

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 27 июля. FINMARKET.RU - Власти не раз пересчитывали основные бюджетные статьи, и одна из самых острых дискуссий разгорелась по части источников наполнения воссоздаваемого дорожного фонда. Дискуссия завершилась тем, что с 2011 года в течение трех лет акцизы на горюче-смазочные материалы будут повышаться на 1 рубль ежегодно, а транспортный налог может снизиться вдвое.

Президент РФ Дмитрий Медведев одобрил предложения Минфина и Минтранса о создании федерального дорожного фонда, сообщил вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин журналистам. "Вчера мы с министром транспорта Игорем Левитиным доложили наши предложения (о создании дорожного фонда) президенту РФ, они были одобрены и принято решение о создании федерального дорожного фонда, который будет аккумулировать средства на содержание и строительство дорог", - сказал он.

По словам министра, данный фонд будет пополняться новыми источниками. Так, в правительстве договорились зафиксировать уровень расходов на дорожное строительство и содержание дорог в 2010 году в размере 280 млрд рублей и увеличивать эту сумму с 2011 года на объем поступлений акцизов на горюче-смазочные материалы. А.Кудрин пояснил, что планируется в 2011-2013 годах увеличить ставку акцизов на ГСМ на 1 рубль на 1 литр подакцизного товара ежегодно. С учетом данного увеличения общий объем дорожного фонда в 2011 году составит 377 млрд рублей, в 2012 году - 348 млрд рублей, в 2013 году - 408 млрд рублей. Министр подчеркнул, что за три года объем средств, направляемых на содержание и строительство дорог, увеличится примерно на 60%.

От повышения акцизов на горюче-смазочные материалы в 2011 году бюджет получит дополнительно 82,9 млрд рублей, в 2012 - 174 млрд рублей и в 2013 - 279 млрд рублей. При этом в 2011 году из этих средств 34 млрд рублей будет передано в бюджеты регионов для финансирования строительства и ремонта региональных дорог. В 2012 году эта сумма увеличится до 87 млрд рублей, и в 2013 году она составит 139,7 млрд рублей.

Говоря о необходимости увеличения акцизов, А.Кудрин отметил, что правительство спланировало "амбициозную программу развития дорожного хозяйства", которую в связи с кризисными явлениями в российской и мировой экономиках не удается исполнить в полном объеме. "ВВП РФ снизился на 8%, и мы не имеем сейчас восстановления ВВП, он восстановится только к концу 2012 года. Доходные источники в 2010 году будут даже ниже, чем в 2009 году", - отметил министр. По его словам, в связи с этим задача строительства дорог "стала острой, потому что прежних прогнозов роста экономики и доходов бюджета нет, а дороги строить надо".

Говоря о возможном влиянии повышения акцизов на конечную цену на бензин, А.Кудрин отметил, что за 2009 год цены на бензин выросли на 3 рубля, притом, что акцизы не повышались. "То есть составляющая, связанная с изменениями ставки акцизов, не будет основной в волатильности цен на бензин", - отметил он. Министр подчеркнул, что на эти цены в большей степени влияют мировые цены на нефть, а также выгодность экспорта нефтепродуктов для нефтепереработчиков.

Более того, А.Кудрин отметил, что сами переработчики и продавцы нефтепродуктов будут определять, переносить ли им свои затраты в связи с ростом акцизов на потребителей или уменьшать прибыль в вертикально-интегрированных компаниях. "Я думаю, что некоторые компании изберут стратегию расширения продаж путем отнесения частично этого акциза на счет уменьшения прибыли, поэтому (цена на бензин) может вырасти даже меньше", - сказал он.

Комментируя вопрос о том, насколько серьезное влияние может оказать повышение акциза на рост инфляции, министр сказал: "Я не вижу значительного роста (акцизов), который бы существенно подтолкнул инфляцию".

"Мы сегодня пришли к выводу, что потенциал транспортного налога недостаточен, и мы должны принимать меры, которые позволили бы нормализовать состояние дорог", - подчеркнул А.Кудрин. По его словам, потенциал акцизов примерно в три раза превышает потенциал транспортного налога, поэтому было принято решение повышать их ставку. При этом А.Кудрин отметил, что, по его мнению, данное повышение адекватно: "кто больше ездит, тот больше и платит".

При этом, как сообщил министр, президент РФ одобрил предложения Минфина о снижении ставки транспортного налога в два раза. Он отметил, что есть соответствующая позиция правительства РФ и президента, в ближайшие два месяца данные предложения будут утверждены на заседании правительства, после чего подготовленный законопроект будет внесен в Госдуму.

Дискуссия о темпах роста акцизов на топливо и размере транспортного налога заняла у чиновников чуть более полугода. Дмитрий Медведев озвучил идеи по воссозданию дорожного фонда в декабре 2009 года на заседании президиума Госсовета, где обсуждался вопрос об обеспечении устойчивого финансирования дорожного строительства. Глава государства признавал, что предложение о восстановлении фонда, в том числе привязки к нему таких источников финансирования, как акцизы на бензин и транспортный налог, вызвало неоднозначную оценку - "от благоприятного до категорического отрицания".

В министерствах прошел активный обмен мнениями. Например, Минтранс предлагал отменить транспортный налог, заменив его акцизами на автомобильные ГСМ. В результате финансирование дорожной отрасли улучшится, удастся покрыть дефицит в средствах на ремонт, который на 2011 год составляет 136,7 млрд руб., считали в ведомстве. В среднем рост размера акциза на бензин, дизтопливо и моторные масла может составить 3 руб. за 1 литр.

Минфин определился не сразу и только на прошлой неделе, подсчитав потребности бюджета и, хочется надеется, возможности автомобилистов, предложил ежегодно в течение трех лет подряд увеличивать акцизы на бензин на 1 рубль на литр бензина в течение 2011, 2012 и 2013 годов. Увеличение будет происходить по отношению к тем ставкам, которые установлены Налоговым кодексом РФ на эти годы сейчас. При этом в Минфине не стали отказываться от транспортного налога (Минфин и Минэкономразвития не поддерживали отмену транспортного налога, который не плохо себя зарекомендовал), а просто предложили снизить ставку налога вдвое, а регионам - обнулять его для маломощных автомобилей.

Как отмечал руководитель департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин, от данных предложений "выиграют те, кто имеет в собственности автомобиль мощностью выше 150 л.с., но при этом на нем не ездят". "Те, кто имеет в собственности автомобиль маломощный, но ездит на нем много, будут платить больше (чем сейчас)", - сказал он.

В общем, выбор небольшой. И еще отметим, что в предыдущем варианте закона о транспортном налоге за регионами закреплено право увеличивать или уменьшать этот оброк на автомобилистов в 10 раз. На свое усмотрение. Будут ли переписывать данные положения закона, глава российского Минфина не сообщил.

Хочется надеется, что с появлением дорожного фонда и источников его финансирования, Минтрансу не придется стоять с протянутой рукой, и он будет активно строить дороги. Потребности в финансировании на ремонт и содержание федеральных трасс в 2011 году оценивались ведомством в 193,5 млрд руб., при этом в бюджете на следующий год на эти цели было запланировано только 56,8 млрд руб., жаловался глава Минтранса Игорь Левитин депутатам на заседании "круглого стола" по вопросам формирования дорожных фондов в РФ. Минтранс намеревался добиваться увеличения расходов почти вдвое и даже был готов пожертвовать деньгами на строительство новых автодорог. "Мы будем просить правительство выйти на цифру в 100 млрд рублей, даже если придется отказаться от строительства новых дорог", - заявлял И.Левитин. При формировании федерального бюджета на 2012 год министерство считало необходимым заложить на ремонт и содержание дорог 124,8 млрд руб. и увеличить расходы в 2013 году до 188 млрд руб.

Теперь же главный дорожник страны заявляет, что автомобильные дороги с твердым покрытием планируется подвести ко всем поселкам в РФ с численностью населения более 125 жителей. "Мы приняли решение с 2011 г. все населенные пункты численностью 125 и выше человек - все сельские дороги к этим населенным пунктам сделать с твердым покрытием", - заявил во вторник на брифинге министр транспорта. По его словам, на эти цели планируется направить 44,5 млрд рублей. Эти деньги пойдут из Федерального дорожного фонда. "Мы с Минсельхозом и Минрегионразвития начнем эту программу, и сельские дороги получат новое развитие", - отметил министр.

Правда, все еще есть вопросы. Попадают ли под обещания властей населенные пункты, в которых официально зарегистрировано 10 человек, а остальные являются "дачниками"? И сколько ждать? В России, как говорится, "обещанного три года ждут".

Напомним, закон "О дорожных фондах в РФ", действовавший с 1991 года, был отменен с 1 января 2003 года. Упраздненный закон предусматривал взимание налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. Чтобы хоть частично компенсировать потери региональных бюджетов в связи с отменой, была изменена схема уплаты акцизов на нефтепродукты (перенесена с производителей на оптово-розничную сеть), была увеличена доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ с одновременным уменьшением доли этого налога, зачисляемого в федеральный бюджет. И с 1 января 2003 года регионам было разрешено вводить транспортный налог. Регионы поголовно воспользовались предоставленной возможностью. Но денег на развитие дорожной сети все не хватает.

Новости по теме

На налоговом распутье

Новости