"АвтоВАЗ": первая прибыль
"АвтоВАЗ" вышел на прибыльный уровень в основном и благодаря программе утилизации. Но есть опасность, что успехи программы могут затормозить задуманную модернизацию автозавода, предупреждает премьер-министр Владимир Путин. На предприятии заверяют, что все планы будут исполнены
Москва. 13 июля. FINMARKET.RU - Программа утилизации старых автомобилей дала передышку лидеру российского автопрома - "АвтоВАЗу". Предприятие во втором квартале смогло выйти в прибыль на фоне роста продаж своей продукции, в том числе и морально устаревшей "классики". Но на ней в светлое будущее не въедешь. Теперь главное - модернизация, напомнил автопроизводителю его обязательства премьер-министр Владимир Путин. Очередная фаза развития не заставит себя ждать, заверяют на предприятии. Собственники "АвтоВАЗа" закончили "присматриваться к друг другу" и переходят к фазе реализации намеченных проектов.
Утиль вывез в прибыль
В прошлом году "АвтоВАЗ" отработал с убытком почти в 40 млрд рублей. Но усилия государства по спасению отечественного автопрома не пропали даром. ОАО "АвтоВАЗ" по итогам работы в апреле-июне 2010 года вышло на прибыльный уровень в размере 1 млрд рублей, а его объем продаж увеличился во втором квартале в два раза по сравнению с первым кварталом, сообщил президент компании Игорь Комаров на встрече с председателем правительства РФ Владимиром Путиным.
Отметим, что в принципе предприятие начало улучшать свои показатели и в первом квартале, но в целом он был закончен с чистым убытком в 2,58 млрд рублей против 18,75 млрд рублей убытка за четвертый квартал 2009 года.
А тут как нельзя кстати стартовала госпрограмма по утилизации старых легковых автомобилей. Глава компании в ходе доклада В.Путину признал, что выйти на положительные результаты и увеличить продажи удалось "в основном благодаря программе утилизации".
Программа в соответствии с постановлением правительства РФ стартовала 8 марта. Ранее планировалось, что она продлится до ноября 2010 года. В настоящее время программа действует без ограничения сроков, а ее объем был увеличен вдвое - до 20 млрд рублей. Граждане, сдающие старый автомобиль в утиль, покупают новый из перечня, утвержденного Минпромторгом, со скидкой в 50 тыс. рублей.
Ранее сообщалось, что продажи "АвтоВАЗа" в I полугодии выросли на 22,7% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, до 220,8 тыс. машин, в том числе по программе утилизации завод реализовал 69,1 тыс. машин. В июне компания продала в России 51,2 тыс. автомобилей, что на 77,4% больше, чем за тот же месяц годом ранее, и на 12,4% больше, чем в мае 2010 года. (по программе утилизации за июнь реализовано 22,8 тыс. машин - на 14,3% больше, чем в мае).
В настоящее время основные продажи в рамках программы приходятся на продукцию "АвтоВАЗа" (в частности Lada 2105/2107, так называемая вазовская "классика"), группы Sollers и московского завода Renault.
Модернизация сменит "классику"
Глава правительства в целом остался доволен результатами действия программы, которая дала передышку автогиганту. Но напомнил, что программа по утилизации старых автомобилей была дана в помощь исключительно для того, чтобы за это время успеть модернизировать производство. Рост продаж автомобилей производства "АвтоВАЗ" за счет действия государственной программы утилизации подержанных автомобилей может отодвинуть на второй план модернизацию предприятия, опасается Владимир Путин.
"Действительно, программа утилизации сработала и сработала неплохо, но мы с вами знаем, что по этой программе востребована так называемая "классика", то есть это испытанные, но достаточно уже устаревшие модели, которые нужно менять. Как бы не случилось так, что этот успех, связанный с государственной программой поддержки через утилизацию старых машин, не отодвинул на второй план то, ради чего все это делается, а именно саму модернизацию предприятия", - отметил В.Путин.
Игорь Комаров поспешил заверить премьера, что намеченные планы, в том числе и при участии иностранных инвесторов, будут реализованы. Просто есть такая особенность у автопрома - существует цикл подготовки и запуска новых моделей. "Вместе с модернизацией и запуском новых моделей мы постоянно работаем над тем, чтобы обеспечить деятельность предприятия в течение полутора-двух лет до запуска новых моделей в производство", - успокоил премьера глава "АвтоВАЗа". По его словам, в данный момент "мы переходим к более тяжелой фазе, которая требует ежедневной и кропотливой работы по изменению технологических процессов и созданию новых моделей АвтоВАЗа".
На данный момент, как сообщил И.Комаров, запущена программа подготовки производства по бюджетному автомобилю. Разработка, которая сделана силами "АвтоВАЗа" на базе автомобиля «Калина» при участии французских специалистов, будет запущена в производство в конце следующего года.
Отметим, что новая машина (Lada 2190) как раз и должна заменить вазовскую "классику" - модели ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107.
Также, как сообщил И.Комаров, запущен проект по организации производства на платформе B0 (которую использует Renault-Nissan) пяти моделей трех брендов, производство начнется в марте 2012 года.
Он отметил, что параллельно с совершенствованием технических и технологических процессов "АвтоВАЗ" постоянно занимается эффективностью, повышением квалификации кадров, их обучением. "До 500 человек у нас в этом году пройдут обучение на заводах Renault, и пройдут специальную подготовку к будущим профессиям и производству новых моделей", - отметил представитель "АвтоВАЗа".
"Я считаю, что мы впервые добились равноправных взаимоотношений, равного доступа на общих условиях Renault-Nissan к техническим изобретениям, новшествам, платформам, которые разработаны альянсом Renault-Nissan", - сказал И.Комаров.
Практические шаги в будущее
Очередной важный этап в судьбе "АвтоВАЗа" наступит 16 июля. На это день назначено совместное заседание правлений Renault и "АвтоВАЗ", которое пройдет в Тольятти. По словам главы "АвтоВАЗа", на нем будут обсуждаться практические шаги реализации планов по разным направлениям, которые касаются и создания "панели поставщиков", и развития новых исследований, и запуска новых моделей, новых проектов, определения объема инвестиций и приоритетных направлений развития.
"От той фазы, когда мы присматривались друг к другу и намечали программы, мы сейчас очень интенсивно переходим именно к фазе реализации этих (указанных выше) проектов", - заявил И.Комаров.
Не исключено, что в преддверии этого заседания акционеры ОАО "АвтоВАЗ" - Renault, ГК "Ростехнологии" и ИК "Тройка Диалог" (в настоящее время владеют по 25%+1 акции "АвтоВАЗа") подпишут акционерное соглашение. Пресс-служба автозавода информировала, что подписание намечено на 15 июля.
Ранее сообщалось, что концерн Renault на первом этапе допэмиссии акций "АвтоВАЗа" готов внести в капитал автопроизводителя 240 млн евро в виде технологий и оборудования.
"По предварительной оценке, Renault (сейчас завершается оценка) готов внести технологии и оборудование примерно на 240 млн евро. Естественно, адекватно вносим и мы", - говорил гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов в конце июня. По его словам, это предварительная оценка доли участия Renault в допэмиссии "АвтоВАЗа", которой будет соответствовать доля, вносимая "Ростехнологиями".
Глава "Ростехнологий" также добавил, что по договоренностям "до середины июля мы должны подписать соглашение с французами, где будут точно определены доли каждого участника, кто сколько будет вносить".
Он также отмечал, что для решения вопроса необходимо созвать внеочередное собрание акционеров, утвердить объем допэмиссии. "Я думаю, технически это будет в декабре-январе", - сказал С.Чемезов.
Поставка оборудования, которое Renault вносит в ходе допэмиссии "АвтоВАЗа" в капитал компании, произойдет в первом квартале 2012 года.
"Если они (Renault) будут давать что-нибудь еще - можно деньгами, можно оборудованием, но денег у них нет пока", - сообщал С.Чемезов, отвечая на вопрос, за счет чего может быть увеличена доля Renault в капитале "АвтоВАЗа".
Ранее первый замгендиректора "Ростехнологий" Алексей Алешин заявлял, что доля французского концерна Renault в волжском автозаводе может временно сократиться, если задолженность "АвтоВАЗа" перед "Ростехнологиями" будет конвертирована в акции компании.
В конце мая С.Чемезов отмечал, что доля госкорпорации в "АвтоВАЗе" будет зависеть от вклада альянса Renault-Nissan и "Тройки Диалог". "Это будет зависеть от того, что внесет Renault-Nissan и что будет внесено "Тройкой Диалог", - говорил он, отвечая на вопрос о возможном увеличении доли до 40%. По словам С.Чемезова, вскоре будут завершены переговоры с французской стороной, и та предоставит России график поэтапного внесения средств в "АвтоВАЗ".
Еще раньше С.Чемезов сообщал журналистам, что "Ростехнологии" увеличат свой пакет в "АвтоВАЗе" за счет конвертации части долга завода перед госкорпорацией (сейчас он составляет около 65 млрд рублей). "Renault планирует сохранить свой пакет. У нас, наверное, будет где-то за 40%", - говорил он.