Airbus заплатит за внимание к себе

Всемирная торговая организация (ВТО) признала незаконной финансовую помощь, которую Европа оказывала последние 40 лет корпорации Airbus. Авиастроителям придется вернуть деньги и самостоятельно бороться с Boeing за место на рынке

Чикаго. 1 июля. FINMARKET.RU - Американская корпорация Boeing одержала победу над своим европейским конкурентом Airbus в многолетнем споре о правомерности получений субсидий. Арбитражный суд ВТО в среду назвал незаконным государственное финансирование Airbus со стороны европейских правительств, посчитав ограничением конкуренции предоставление авиагиганту льготных государственных займов.

Это дело стало самым крупным спором за всю 14-летнюю историю торговой организации. США от имени Boeing подали жалобу в ВТО в 2004 году. Как заявляли в Вашингтоне, страны Европы незаконно субсидировали разработку и производство самолетов и спонсировали Airbus с 1970 года, препятствуя здоровой конкуренции на рынке самолетостроения. Такая помощь позволила европейцам опередить Boeing и стать крупнейшей авиастроительной корпорацией в мире.

ВТО согласилась с доводами американцев и пришла к выводу, что Airbus незаконно получила около $20 млрд от Франции, Великобритании, Германии и Испании на создание пассажирского самолета A-380 и других моделей. В обнародованном накануне решении говорится также, что масштабное государственное финансирование научно-исследовательских работ и инфраструктурных проектов Airbus нарушает условия международных торговых соглашений.

Airbus пользовалась "стартовой финансовой помощью" европейских государств (кредитами с нулевой или минимальной процентной ставкой) для финансирования всех гражданских программ компании с момента ее создания 40 лет назад. Сейчас корпорация занимает более половины рынка гражданских самолетов. При этом такая поддержка является уникальным преимуществом Airbus, поскольку правительство США не финансирует программы по строительству гражданских самолетов.

ВТО постановила, что Airbus должна вернуть $4 млрд, которые она получила для реализации программы A-380, либо реструктурировать финансирование этой программы в соответствии с общепризнанными коммерческими условиями, сообщил по итогам суда исполнительный вице-президент и генеральный юридический советник Boeing Дж. Майкл Луттиг. Кроме того, Airbus должна отказаться от своих планов по финансированию программы A-350 с помощью незаконных субсидий, добавил он. "Все до единого случаи оказания финансовой помощи, которые оспаривали США, были признаны незаконными. По мнению коллегии ВТО, рассматривавшей дело, без незаконных субсидий Airbus не смогла бы получить ту долю на рынке аэрокосмической продукции, которую она имеет сейчас. Это решение навсегда изменит баланс сил в отрасли и вынудит Airbus конкурировать на рынке на тех же условиях, что и Boeing", - процитировал представителя американской корпорации "Интерфакс".

Глава Boeing Джим Макнирни назвал решение ВТО знаковым, означающим "полную победу в правовом споре о субсидиях и "стартовой финансовой помощи", которые способствовали подъему Airbus и по-прежнему обеспечивают существенное преимущество в стоимости ее продукции". Если Airbus добровольно не реструктурирует программу А-380 в соответствии с рыночными условиями финансирования, правительство США через год сможет требовать принудительного исполнения решения ВТО, международная организация, в свою очередь, имеет право устанавливать торговые барьеры для стран-нарушителей.

Евросоюз, как сообщается, сейчас готовит апелляцию на решение ВТО. Ранее европейцы выдвинули встречные претензии, обвинив США в незаконной финансовой поддержке Boeing, которая получила в период с 1990 года по 2004 год от американских властей $18,9 млрд в форме субсидий на исследовательские работы и налоговых льгот.

Новости