ФАС отрезвит наценки на вино
ФАС нашла виновного в высоких ценах на импортное вино. Проанализировав структуру цен, в службе пришли к выводу, что самую существенную часть в ней составляет наценка розничных сетей - в среднем от 44% до 51%. В ведомстве заявляют, что практика торговых сетей недостаточно объективна
Москва. 30 июня. FINMARKET.RU - Импортное вино может быть значительно дешевле. Как выяснили в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России, руку к высоким ценам приложили все участники торговой цепочки. В итоге за время пути от производителя к потребителю цена винной продукции вырастает в разы. В том, что цены на вино "кусаются", в основном виноваты ритейлеры, которые накручивают в среднем 50%-ную наценку.
Во Франции, например, вино стоит 5 евро, а его стоимость на российском рынке возрастает аж до 150 евро, хотя транспортные издержки в расчете на одну бутылку отнюдь не составляют 145 евро, отмечали еще зимой в ФАС. "По все видимости, на этом рынке действует картельное соглашение и элементы примитивной монополии", - предположил в начале года руководитель антимонопольной службы Игорь Артемьев.
После того, как ФАС проанализировала работу крупнейших российских импортеров, выяснилось, что в высоких ценах на импортное виноградное вино виновата высокая розничная наценка ритейлеров, заявил заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов на пресс-конференции в Москве.
Антимонопольная служба проанализировала структуру цены на импортные вина в РФ и пришла к выводу, что самую существенную часть составляет наценка розничных сетей - это в среднем от 44% до 51% на разные ценовые категории вин. При этом закупочная цена у производителей колеблется от 13% - для дешевых вин до 22% - для дорогих в конечной розничной цене. На наценку оптовика приходится 15-19%, на выплаты оптовиков торговым сетям - около 7%, и от 1% до 5% могут составлять другие расходы оптовых организаций. При этом в структуре розничной цены затраты на логистику вина составляют порядка 1-8%, в зависимости от ценовой категории.
По словам А.Цыганова, ФАС в настоящее время анализирует, "откуда берется такая наценка", и стремится выяснить, какие административные барьеры существуют на розничном рынке вина. При этом, отметил замруководителя ФАС, наценка значительно варьируется от страны происхождения: на вино Нового света она чаще не превышает 30%, в то время как на европейские вина - более 45%. Как отметил А.Цыганов, ФАС надеется на то, что у дистрибьюторов и сетей есть возможности для снижения конечной цены.
По оценкам ФАС, средняя таможенная стоимость литра ввозимого в Россию вина составляет $2,97 для абхазских вин, $2,80 - для чилийских, французские вина стоят в среднем $2,69, итальянские - $1,94. Вина из Молдавии ввозятся в Россию со средней ценой $1,52 за литр, из Германии - $1,50, Испании - $1,34, Аргентины - $1,20 и Украины - $1,17. По данным статистического учета Франции, средняя отпускная стоимость вина у местных производителей составляет $0,68 за литр.
В структуре импорта наибольший объем в стоимостном выражении приходится на французские вина - 20,37%, 14,51% приходится на вина Италии, 9,95% - вина Болгарии. Молдавские вина составляют 9,91% в структуре импорта, испанские - 9,64%, немецкие - 7,81%, чилийские - 7,24%, украинские - 6,86% и аргентинские - 2,29%.
В целом, по оценкам антимонопольной службы, 81% российского рынка вина в стоимостном выражении приходится на импортные вина, а на отечественные - 19%. В натуральном выражении чистый импорт вина составляет 37,3%, на вина, изготовленные в России из импортных виноматериалов, приходится 25,7% и на продукцию из отечественных виноматериалов - 36,99%.
В ходе исследования ФАС проанализировала работу крупнейших российских импортеров, таких как "Симпл", "Лудинг", "Дионис Клуб", "Русьимпорт", а также продажи крупнейших ритейлеров Metro, Real, SPAR, "Перекресток", "Седьмой континент", "Азбука вкуса" и других.
"На рынке оптовой продажи вина нет и не может быть монополистической деятельности. На рынке работает более 200 предприятий. И если одни уходят, то другие занимают их место. Из этого следует, что практика торговых сетей недостаточно объективна", - сказал А.Цыганов.
По оценкам ФАС, на крупнейшего импортера приходится 18,3% от поставок вина, а 15 крупнейших дистрибьютеров ввозят 62,1% от объема российского импорта.
Ранее Игорь Артемьев не исключал возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства по факту завышения цен на импортное вино.
Отметим, что в свете борьбы властей с алкоголизацией населения вопрос о стоимости вина далеко не праздный. "Правильная алкогольная политика, когда в магазине хорошее краснодарское вино стоит 100 рублей, а водка - 300 рублей. Тогда у нас будет другая структура употребления алкоголя, народ будет здоровее, а бюджет будет получать больше денег", - говорил член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Владимир Мединский.