Юань: медленно, но верно
Юань продолжает укрепляться, хотя по меркам валютного рынка изменения его стоимости являются весьма скромными. Тем не менее, в четверг курс китайской валюты в паре с долларом приблизился к максимальному с 1993 году уровню
Пекин. 24 июня. FINMARKET.RU - Юань, которому в начале недели китайские власти даровали пусть и относительную, но всё же свободу, продолажет укрепляется. В четверг его курс вновь приблизился к максимальному уровню с 1993 года. Кажется, Китай настроен на крайне медленное укрепление юаня.
К закрытию валютных торгов в четверг стоимость юаня повысилась на 0,19% - до 6,7997 юаня за 1 американский доллар. При этом китайский ЦБ установил курс нацвалюты к доллару на уровне 6,81 юаня по сравнению с 6,8102 юаня накануне. В понедельник стоимость юаня достигала максимальных с 1993 года 6,7958 юаня/$, а в целом с начала недели его стоимость выросла на 0,39%.
Между тем, отмечает газета The New York Times, темпы повышения курса юаня говорят о том, что Китай нацелен на очень постепенное укрепление нацвалюты.
После того, как в минувшую субботу Народный банк Китая объявил о планах повышения гибкости обменного курса и "сделать упор на отражении рыночного спроса с учетом корзины валют", ежедневные колебания юаня привлекают к себе все больше внимания. Участники рынка расценили заявление китайского ЦБ как свидетельство того, что Пекин отказывается от введенной два года назад, в начале кризиса, жесткой привязки юаня к доллару.
Теперь аналитики пытаются оценить, насколько быстро правительство КНР намерено позволить подняться курсу своей нацвалюты к доллару. Этот вопрос является критическим в отношениях США и Китая. Ведь ранее первые лица Соединенных Штатов требовали от КНР ревальвации нацвалюты. В минувшее воскресенье министр финансов США Тимоти Гайтнер приветствовал заявление Пекина о повышении гибкости валютного курса, но заявил, что проверкой намерений Пекина станет то, насколько значительно и насколько быстро китайской валюте дадут возможность вырасти.
Ежедневные изменения курса юаня с начала текущей недели являются минимальными по сравнению с традиционными колебаниями курсов других валют на рынке. Впрочем, если учитывать жесткость диапазона, в котором торговалась китайская валюта до этого, теперешние колебания юаня выглядят уже не так скромно. Напомним, что с июля 2008 года, когда валютная политика КНР была изменена в последний раз, юань находился у отметки 6,83 юаня/$, и ежедневное изменение курса в ту или иную сторону не могло превышать 0,5%. Примечательно, что с понедельника диапазон колебаний увеличился по сравнению с предыдущим периодом, однако по-прежнему не выходит за границы этого диапазона.
По мнению большинства аналитиков, основной тенденцией на китайском валютном рынке будет очень мягкое укрепление юаня относительно доллара. В частности, эксперты из ING ожидают "медленного укрепления курса китайской валюты в течение следующих нескольких месяцев". По их прогнозу, к концу года курс достигнет 6,68 юаня/$.
Однако многим экономистам и политикам хотелось бы видеть более дорогой юань. По мнению экспертов, жесткая валютная политика КНР в последние два года дала несправедливые конкурентные преимущества китайским производителям.
Особенно жесткой позиции по этому вопросу придерживались США, при этом Конгресс говорил о необходимости введения санкций в отношении КНР в связи курсовой политикой страны. Волнения конгрессменов объяснимы - в апреле дефицит баланса внешней торговли США был максимальным с декабря 2008 года, составив $40,3 млрд. На Китай из этой суммы пришлось $19,31 млрд против $16,9 млрд в марте.
Однако официальный представитель МИД КНР Цинь Ган призвал не искать причину дефицита в китайско-американской торговле в обменном курсе юаня. "Курс юаня не является причиной американского дефицита в их торговле с Китаем", - заявил он на брифинге в четверг в ответ на просьбу прокомментировать заявление министра торговли США Гэри Лока о "недооцененности" юаня. По словам дипломата, причину дефицита и других проблем в финансово-экономической области США должны искать в собственной торговой структуре, "а не искать, кто виноват".