Путин притормозит металлургов?
Анонсированный металлургами скачок цен на металл для автопрома может быть пересмотрен - в ситуацию вмешался премьер РФ Владимир Путин. Он потребовал обсудить планируемое изменение цены
Москва. 24 мая. FINMARKET.RU - Резкое повышение цен на металл для отечественного автопрома, о котором на прошлой неделе предупредили металлургические компании, может быть скорректировано: в спор металлургов и автопроизводителей вмешались премьер РФ Владимир Путин и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По словам премьера, предлагаемый металлургами рост цен требует серьезного обсуждения "с коллегами по бизнесу". ФАС, в свою очередь, возбудила дело против металлургической компании "ЕвразХолдинг". Аналитики же полагают, что по результатам переговоров металлургов и автопроизводителей цена на металл все равно вырастет, хотя и не так существенно, как планировалось, что в итоге, в частности, приведет к подорожанию отечественных автомобилей.
Ранее Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) заявил о планах в июне увеличить цены на прокат для автопроизводителей на 10-15%, в том числе из-за роста мировых цен на железо. Неделей ранее появилась информация, что ряд российских металлургических компаний, в том числе ММК, "Северсталь" и Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) направили автопроизводителям уведомления о возможном повышении цен на прокат на 20-30% с июля 2010 года. Среди автопроизводителей, которых затронет данное повышение цен, - "АвтоВАЗ", "КАМАЗ", "УАЗ" (входит в группу Sollers) и группа "ГАЗ".
"Непонятное желание поднять цены"
Реакция российских властей на аппетиты металлургов оказалось вполне предсказуемой и жесткой.
Председатель правительства РФ В.Путин назвал желание металлургов поднять цены "непонятным". Он отметил тенденцию, наметившуюся в связи с выходом из кризиса и "связанную с непонятным, на мой взгляд, желанием в некоторых отраслях поднять цены на продукцию". "Понятно, что могут расти издержки, но это совсем не повод для резких скачков по ценообразованию", - сказал В.Путин на прошедшей в понедельник рабочей встрече с руководителем ФАС Игорем Артемьевым.
Премьер РФ фактически потребовал от металлургов согласовать планируемое изменение цен на металл с автопроизводителями. "Была анонсирована возможность роста цен на металлургическую продукцию, ее надо самым серьезным образом обсуждать с коллегами из бизнеса и посмотреть на реалии и структуру ценообразования", - отметил он.
Глава ФАС И.Артемьев, похоже, того же мнения. "В ряде отраслей - вы обратили внимание на металлургический комплекс - происходит стремительный рост цен", - сказал глава ФАС. По его словам, "в обоснование (этого роста цен) берется неадекватная оценка мирового рынка, раздуваются издержки и входные затраты". Также ФАС беспокоит тот факт, что система торговли продукцией зачастую проходит через сеть посредников, торговые дома, в итоге товар продается с наценкой в 20-30%, "то же самое касается некоторых экспортных операций".
Первые головы полетели?
По словам руководителя ФАС, его ведомство возбудило дело в отношении металлургической компании "ЕвразХолдинг" по факту установления монопольно высоких цен. "На прошлой неделе возбуждено дело по монопольно высокой цене в отношении "ЕвразХолдинга", - сказал он на встрече с В.Путиным. Сейчас "мы исследуем всю цепочку, начиная от рудного сырья, окатышей, коксующегося угля и металлопроката", - добавил он.
После этой новости котировки акций Evraz Group на Лондонской фондовой бирже в понедельник упали на 5,2%, до $24,78 за GDR. Около 72% акций Evraz Group владеет компания Lanebrook. Ее бенефициарами являются инвесткомпания Millhouse, управляющая активами Романа Абрамовича и его партнеров (50%), а также Александр Абрамов и Александр Фролов (вместе - 50%).
Тем временем в самой Evraz Group "Интерфаксу" заявили, что по официальным каналам в Evraz не поступало никаких разъяснений или документов, включая приказ ФАС, о возбуждении соответствующего дела о нарушениях. Между тем, как стало известно компании "из неофициальных источников", речь может идти о письме, направленном в Минпромторг от "Уралвагонзавода" два месяца назад. По этому письму по поручению правительства ФАС проводила проверку, собирая данные ряда металлургических компаний, в том числе и ООО "ЕвразХолдинг". Всего от ФАС в "ЕвразХолдинг" было направлено два запроса. "По этому делу, если речь идет именно о нем, "ЕвразХолдинг" предоставил все документы и обоснования в рамках первого запроса ФАС, - сказал вице-президент по связям с общественностью Evraz Алексей Агуреев. - Второй запрос получен в мае нынешнего года, и ответ на него находится в стадии подготовки. По данному делу ФАС не вызывала представителей нашей компании, никаких обсуждений ситуации с "Уралвагонзаводом" в ФАСе не проходило".
Ранее сообщалось, что весной этого года РЖД и "Уралвагонзавод" обращались в ФАС с жалобой на ценовую политику компаний, поставляющих металлопродукцию. Впоследствии представители ФАС, РЖД и меткомпаний провели совещание, по итогам которого ФАС пришла к выводу об отсутствии признаков необоснованного повышения цен. Но при этом ФАС отмечала, что не может завершить анализ ценообразования во всей металлургической отрасли из-за отсутствия необходимых данных от компаний-производителей. "Анализ будем проводить в любом случае по всем позициям, мы запросили большой массив информации. Если найдем признаки, возбудим дело и предоставим информацию в аппарат правительства", - отмечал тогда представитель ФАС.
Рост цен все равно неизбежен
Между тем, аналитики полагают, что вмешательство властей в спор металлургов и автопроизводителей, скорее, служит указанием сесть за стол переговоров и выработать приемлемые для обеих сторон цены. При этом, считают эксперты, цена на металл все равно будет повышена, поскольку это отвечает тенденциям на мировом рынке. В конечном итоге отечественные автомобили все равно подорожают.
"Ситуация - как обоюдоострый нож, и, чтобы разрешить ее, требуется сесть за стол переговоров", - сказал в интервью "Финмаркету" аналитик по автомобильной отрасли ИК "Атон" Юлий Матевосов. По его словам, пока не сложилось впечатления, что анонсированный металлургами уровень повышения цены на металлопрокат обговорен с автопроизводителями. "Пока выглядит так, что металлурги озвучили свою позицию, которая станет некой отправной точкой начала переговоров", - полагает аналитик.
Вместе с тем, считает он, скорее всего, цена на металл все равно будет повышена, что соответствует тенденциям на мировом рынке. "Если в мире цена растет, то и металлурги будут пытаться повышать цены внутри страны",- полагает Ю.Матевосов. "Привлечение административного ресурса может привнести какие-то коррективы, но не коренным образом", - добавляет аналитик. По его мнению, если первоначально металлурги анонсировали повышение цены на 20-30%, может, будет повышение на 15%.
При этом обе отрасли сильно зависят друг от друга, и вряд ли металлурги будут задирать цены, следствием чего неизбежно станут неплатежи - в 2009 году долги автопроизводителей за металлопрокат уже достигли достаточно большой величины. И поскольку обе стороны заинтересованы в долгосрочных контрактах, возможен компромисс: может идти речь о поэтапном повышении цены, не исключает аналитик.
"Как будет выглядеть схема окончательно - сложно сказать, но цена на металлопрокат, скорее всего, будет расти, что скажется и на ценах на автомобили", - уверен эксперт. Кстати, добавляет он, уже сейчас на автомобильном рынке наблюдается повышение спроса на автомобили. "Население стало тратить накопления, стали более доступны банковские кредиты, то есть на авторынок вернулся спрос, на что автопроизводители уже отреагировали повышением цен. В данном случае цена на автомобили, очевидно, будет расти независимо от стоимости металла. В свою очередь, эффект от повышения цены на металлопрокат вряд ли будет быстрым, это проявится через какое-то время, может быть к концу лета - в августе", - прогнозирует аналитик.