Как летать сквозь пепел

Эксперты сообщают о снижении активности исландского вулкана Эйяфьятлайокудль. Между тем европейские чиновники решают по каким правилам нужно летать в экстремальных ситуациях, подобных "пепельному кризису"

Фото: Reuters

Москва. 24 мая. INTERFAX.RU – Исландские специалисты зафиксировали, что активность исландского вулкана Эйяфьятлайокудль, из-за которого были отменены тысячи рейсов по всей Европе, значительно снизилась. Температура внутри него понизилась до 100 градусов Цельсия, а это означает, что он теперь выбрасывает пар, а не магму.

В то же время, по мнению экспертов, пока еще слишком рано говорить, что извержение завершено. "Вулкан сейчас заснул, но история показывает, что он успокаивается, а затем снова набирает силу, - сказала в интервью ВВС геофизик из метеорологического управления Исландии Стейнунн Якобсдоттир. - Под вулканом продолжается движение земной коры, и интенсивность толчков не снизилась в сравнении с той, какая была до извержения".

Стоит отметить, что до сих пор нельзя с уверенностью предсказать, как может повести себя вулкан Катла - он расположен по соседству и значительно более крупный. Мощные выбросы вулканического пепла ранее стали причиной самого серьезного со времен Второй мировой войны срыва авиасообщения в Старом Свете.

Между тем Европейская комиссия разработала более гибкие правила поведения в экстремальных ситуациях, подобных "пепельному кризису", вызванному извержением вулкана Эйяфьятлайокудль, Новое руководство к действию стало ответом на растущую критику со стороны авиакомпаний и некоторых стран Европейского союза поведением структур ЕС во время апрельского кризиса. Тогда недельный запрет на полеты в Европе вследствие активности исландского вулкана напрямую затронул миллионов авиапассажиров и обошелся авиаиндустрии континента в миллиарды евро убытков, пишет в понедельник близкое к ЕС интернет-издание "Еврообсервер". По его данным, рекомендации, подготовленные Еврокомиссией совместно с организацией по обеспечению безопасности полетов "Евроконтрол" и Европейским агентством по безопасности полетов, позволят странам-членам ЕС минимизировать ограничения на авиаперелеты при возникновении подобных ситуаций.

Меры предусматривают, в частности, определение четырех зон безопасности в зависимости от уровня концентрации вулканического пепла и уточнение границ "бесполетных зон" в том числе на основе отчетов, полученных от авиакомпаний. Еврокомиссия также предлагает создать кризисную структуру для лучшей координации действий во время чрезвычайных ситуаций. "Это важный шаг на пути снижения последствий стихийных бедствий для авиакомпаний и пассажиров", - заявил член Еврокомиссии по транспорту Сиим Каллас.

"Кризис выявил необходимость координации действий на европейском уровне. И именно такого рода упреждающие действия позволят нам найти долгосрочное решение о том, как нам следует вести себя во время подобных кризисов", - сказал он в заявлении, которое приводит "Еврообсервер".

Издание отмечает, что европейские авиакомпании выражали растущее разочарование временными запретами полетов и закрытиями аэропортов в последние недели в Испании, Великобритании, и Ирландии вследствие продолжающейся активности вулкана.

При этом такие компании, как "Бритиш эйрвэйз", "Люфтганза", "Эр Франс", КЛМ заявляли, что не находили следов пепла на самолетах, которых пролетали через районы близ вулканического облака. А ирландская бюджетная авиакомпания "Райнэйр" подтвердила, что ее самолеты столкнулись в воздухе с небольшим количеством частиц, которые не причинили вреда двигателям, сообщает издание.

Самолеты испанской "Вьюлинг эйрлайнз" совершили четыре рейса 11 и 12 мая в районах близ облака. Во время одного из них на самолете без пассажиров возникли проблемы с забором воздуха, в результате чего произошел автоматический выброс кислородных масок и самолет вынужден был снизиться. Остальные рейсы прошли нормально, отмечает "Еврообсервер". По его данным, до сих пор в определении бесполетных зон страны-члены ЕС опирались только на компьютерные данные, смоделированные лондонским Консультационным центром по вулканическим пеплам.

Ряд аэропортов Ирландии и Великобритании на прошлой неделе распорядились посадить все самолеты после предупреждения этого центра. Однако в прошлый понедельник, например, в то время как компьютеры центра показывали приближение к дублинскому аэропорту темного пепельного пятна, оснащенный спецоборудованием самолет "Люфтганзы" поднялся в воздух и не обнаружил и следов пепла, подчеркивает издание.

Новости