Авиаконсолидация накроет Европу
Коллапс с авиаперевозками, спровоцированный извержением вулкана в Исландии, ускорит процесс консолидации в этой отрасли в Европе. В результате останется 3-4 крупных игрока и несколько компаний дискаунтеров. Но на этом процесс консолидации не остановится
Копенгаген. 22 апреля. FINMARKET.RU - Глобальная рецессия серьезно потрепала экономику в целом и отдельные отрасли в частности. Причем авиаотрасль тряхнуло основательно. Глава Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни, подводя итоги двухлетней тряски, как-то отмечал, что "это самая трудная ситуация, в которой отрасль оказалась за все время своего существования". Причем европейский сегмент пострадал очень сильно. Прогнозировалось, что авиаперевозчики региона потеряют $2,2 млрд в этом году - больше всех в отрасли. Извержение вулкана в Исландии лишь усилило существующие тенденции.
По оценкам IATA, убытки авиакомпаний мира за период закрытия воздушного пространства Европы после извержения исландского вулкана составили $1,7 млрд. 17-19 апреля, когда кризис воздушного сообщения достиг пика, убытки авиаперевозчиков составляли около $400 млн в сутки. Для отрасли, как считает Джованни Бизиньяни, подобный кризис является разрушительным.
Но есть в этом коллапсе и некие созидательные моменты. Запрет полетов в воздушном пространстве Европы, связанный с извержением вулкана, послужит толчком к консолидации в европейской отрасли авиаперевозок, считает аналитик Saxo Bank Кристиан Блобьерг.
Пострадавшие авиаперевозчики сильно разнятся по своему типу. В их число входят и бывшие госкомпании, которые не успели должным образом оптимизировать базовую стоимость. С другой стороны, это компании, которые либо успели снизить базовую стоимость в прошлом, либо изначально работали в сегменте low cost. По мнению К.Блобьерга, именно они являются наиболее вероятными победителями в будущем авиационной индустрии.
"Некоторые компании, не входившие в альянсы до запрета полетов, будут вынуждены объединяться под давлением кредиторов. Когда волна консолидации настигнет Европу, останется 3-4 крупных игрока и несколько бюджетных авиаперевозчиков (дискаунтеров)", - говорится в аналитической записке К.Блобьерга.
Три кандидата известны уже в настоящее время - это Lufthansa, KLM-Air France и альянс BA-Iberia (British Airways-Iberia) возможно, определится еще и четвертый игрок.
"Региональные компании, которые сегодня практикуют высокую ценовую политику, будут в большом числе вытеснены в силу невозможности конкурировать с low cost перевозчиками", - утверждает К.Блобьерг.
Со временем региональные компании будут объединены или поглощены 3-4 основными игроками. Кроме того, Saxo Bank ожидает, что эти крупные компании будут заинтересованы в приобретении авиакомпаний-дискаунтеров, чтобы быть в состоянии обслуживать всех клиентов в рамках одного бренда.