Россия вновь идет занимать
На 2010-й год Россия запланировала третий в своей новой истории выход на мировой рынок заимствований. Хочется верить, что инвесторы с радушием примут возвращение России - ведь страна себя уже зарекомендовала как надежный заемщик. Не расплатились мы, пожалуй, только по царским долгам, аннулированным советской властью в далеком 1918-м
Москва. 31 декабря. IFX.RU - После 12-летнего игнорирования внешнего рынка Россия вновь повернулась к нему лицом, представив озадаченным западным инвесторам планы по размещению в 2010 году суверенных еврооблигаций на $17,8 млрд.
От этих планов российское правительство не отказывается, несмотря на повышение официального прогноза цены на нефть с $58 до $70 за баррель и сокращения прогноза дефицита федерального бюджета на 2010 год с 6,8% ВВП до 6,3-6,4% ВВП.
По всей видимости, Россия решительно настроена появиться на внешнем рынке в следующем году, хотя объемы и сроки этого появления власти пока назвать не могут.
Возврат на рынок всегда дается сложнее и дороже, нежели постоянное на нем присутствие хотя бы с небольшими выпусками. Однако Россия не впервые возвращается на мировой рынок после длительного отсутствия. Предыдущий ее выход в 1996 году с внешним займом произошел после более чем 80-летнего перерыва. При этом возвращение можно назвать триумфальным - спрос на российские бумаги был очень высок.
Россия всегда была дисциплинированным заемщиком, исправно выполнявшим свои внешние обязательства перед инвесторами, кроме, пожалуй, обязательств по царским облигациям, которые в 1918 году новая, советская власть, аннулировала, лишив держателей возможности получения какой бы то ни было компенсации по ним.
Репутация надежного заемщика, а также ряд предварительных действий по погашению и реструктуризации долгов прошлых лет дает основания полагать, что второе возвращение на международный рынок не будет стоить России чересчур дорого.
Долги наши… царские
История заимствований России на международном рынке начинается со второй половины XVIII века, а точнее в 1769 году, когда еще при Екатерине II был привлечен первый внешний заем в Голландии.
Царская Россия в конце XIX - начале XX веков занимала с размахом. Основным кредитором выступала Франция, хотя российские государственные ценные бумаги покупали и инвесторы из других стран Западной Европы, причем как финансовые институты, так и обычные граждане.
Приобретались облигации не только российского правительства, но и муниципальные, а также корпоративные. Причем корпорации, выпускавшие бумаги, создавались в основном для реализации проектов по строительству железных дорог.
По мнению замминистра финансов РФ Сергея Сторчака, который долгое время курировал в Минфине внешние заимствования, "в той России сложилась настоящая профессиональная высококвалифицированная система управления государственными заимствованиями и управления госдолгом".
"Все классические рекомендации, которые появились в начале 1990-х по линии Международного валютного фонда и Всемирного банка - единый центр, долговой офис, закон, на основе которого управляются внешние заимствования, строгий учет, меры по поддержанию долговой устойчивости - фактически в царской России выполнялись", - отмечает он.
"Нам есть чем гордиться", - считает он, хотя признает, что трудно сказать со 100-процентной уверенностью, сумела бы власть обеспечить обслуживание всех этих выпусков, если бы мировая война и революция не отменили необходимость выполнения этих обязательств. В то же время, по мнению С.Сторчака, объем внешнего долга царского правительства, накопленный в то время, в относительных величинах вряд ли был больше госдолга, который накопили сейчас США.
Одним из последних внешних займов царской России стал 50-летний заем 1906 года на 2,25 млрд французских франков, погашение которого должно было состояться в 1956 году. В феврале 1918 года декретом ВЦИК все царские государственные займы, а также гарантии по займам предприятий и учреждений были аннулированы: "Безусловно и без всяких исключений аннулируются все иностранные займы". Как говорится, коротко и ясно. . .
Выход второй: бурно, но недолго
Безответственное, хотя и вполне логичное поведение советской власти в отношении царских долгов, надолго закрыло внешние рынки для России. С первым облигационным займом в постсоветской истории РФ вышла на мировой рынок лишь в ноябре 1996 года, зато сразу привлекла $1 млрд.
Пятилетние бонды, размещенные под 9,25% годовых, в Европе стали носить название "ливры-1". Так как инвесторы связывали эти бумаги с именем Александра Лившица, который в то время был вице-премьером, министром финансов и одним из идеологов возврата к рыночным внешним заимствованиям.
Предваряя первый выпуск бумаг, А.Лившиц говорил, что "аппетит у западных инвесторов здоровый" и "они верят в перспективы России значительно больше, чем мы". И оказался прав, так как спрос на российские бумаги превзошел все ожидания. Не было недостатка в интересе инвесторов и к последующим выпускам.
Возможно, именно эта вера в Россию позволила нашей стране за период с ноября 1996 года по август 1998 года разместить девять облигационных займов на общую сумму $16 млрд. При этом в 1998 году Россия провела шесть облигационных эмиссий, включая два обмена на евробонды задолженности по ГКО-ОФЗ. Срок обращения облигаций за неполных два года вырос с 5 до 30 лет.
Возврат на международный рынок заимствований предварял ряд действий российского правительства, которые и создали довольно благоприятные условия для выпуска евробондов.
Было принято решение о своевременном погашении credit linked notes - векселей, выпущенных Внешэкономбанком и привязанных к кредитам коммерческих банков.
"Это были небольшие суммы, и новые российские власти, приняв решение, что страна не будет добиваться их реструктуризации, фактически заложили первый камешек в будущий успех возврата на рынок, потому что инвесторы это запомнили", - рассказывает Сергей Сторчак.
При этом Россия разделила свои обязательства по финансовым кредитам (credit linked notes) и по связанным кредитам. Финансовые погасила, а связанные предложила реструктурировать либо в рамках Парижского клуба кредиторов, либо в рамках коммерческой задолженности, по которой не было госгарантий. По мнению С.Сторчака, это было правильное решение, и оно тоже произвело благоприятное впечатление на западных инвесторов.
Однако решающими действиями, окончательно растопившими сердца инвесторов, а также придавшими решимости России выходить на мировой рынок, стала реструктуризация задолженности перед Парижским и Лондонскими клубами кредиторов.
"Возврат не мог быть автоматическим и легким действом. Предполагалось, что мы возвращаемся, выйдя на ситуацию долговой устойчивости, когда есть новые графики платежей и мы понимаем, что будущие графики не будут катастрофично влиять на текущие расходы бюджета", - говорит С.Сторчак.
К такому пониманию удалось прийти в 1996 году, когда была проведена четвертая, так называемая всеобъемлющая, реструктуризация задолженности бывшего СССР по связанным кредитам стран - членов Парижского клуба. Реструктуризация предполагала длительный консолидационный период - 3,5 года, льготный семилетний период возврата кредитов и 18-летний период погашения задолженности.
"Когда кредиторы увидели, что есть этот график, что он стыкуется с прогнозом по росту ВВП, улучшению платежного баланса России, появилась возможность работать с банками-кредиторами и началась активная работа по подготовке первой реструктуризации в рамках Лондонского клуба", - рассказывает С.Сторчак, принимавший непосредственное участие в этой работе.
В итоге был проведен обмен задолженности по банковским кредитам на долговые обязательства Внешэкономбанка: по основному долгу - на векселя PRINs (Principal Notes), по просроченным процентам - IANs (Interest Arrears Notes).
Однако было еще одно решение, сыгравшее роль в создании благоприятных условий выхода. Россия все-таки урегулировала часть царских долгов. В 1996 году был завершен переговорный процесс по урегулированию взаимных имущественно-финансовых претензий между Россией и Францией, возникших до 9 мая 1945 года.
В итоге был подписан меморандум, предполагающий выплату Россией в течение четырех лет $400 млн из общей суммы долгов по облигациям внешнего займа Российской империи, оцениваемого французской стороной в $30 млрд.
"В переговорах с французами мы специально внесли в итоговое соглашение пункт, что французские власти не будут препятствовать выпуску Россией суверенных облигационных займов на финансовом рынке Франции и Западной Европы", - отмечает С.Сторчак.
В результате урегулирования претензий казначейство Франции впервые после 1913 года дало разрешение своим инвесторам на приобретение российских государственных ценных бумаг. По итогам размещения третьего выпуска российских еврооблигаций французские инвесторы купили этих ценных бумаг примерно на $200 млн.
Второй выход России на мировой рынок был бурным, но непродолжительным: кризис, разразившийся в середине 1998 года, отбил у нашей страны охоту прибегать к внешним займам на 12 лет. Хотя обязательства по уже размещенным облигациям Россия выполняла и выполняет до сих пор исправно.
И в третий раз закинула Россия невод
Сказочно высокие цены на нефть, приток нефтедолларов в страну и профицитные федеральные бюджеты последних лет совершенно не способствовали возникновению во властных головах мыслей о заимствованиях. Напротив, Россия активно занялась досрочным погашением существующих задолженностей, хотя необходимость этого Минфину пришлось не раз доказывать.
Но в 2008 году в столь радужное развитие событий бесцеремонно вмешался кризис, нанеся весомый удар по доходам страны, одновременно заставляя активно вливать деньги в поддержку финансовой сферы. Но несмотря на это, еще в октябре 2008 года федеральный бюджет на 2009-2011 годы был принят с профицитом. Планировалось, что профицит бюджета РФ в 2009 году составит 3,7% ВВП, в 2010 году - 2,4% ВВП, а в 2011 году - 2,3% ВВП.
Этот оптимистичный бюджет был пересмотрен в апреле 2009 года. Правительство заявило, что вместо обещанного профицита нас ожидает дефицит, и весьма значительный. Прогнозная цена на нефть в 2009 году была пересмотрена с $95 до $41 за баррель. В новых параметрах бюджета правительство заложило дефицит по итогам 2009 года в размере 7,4% ВВП. Впоследствии оценка дефицита бюджета была понижена до 6,8% ВВП.
Также было заявлено о том, что Резервный фонд будет исчерпан уже в 2010 году, и Россия обратится за заемными средствами на внешние рынки, при этом предельный размер заимствований предусмотрен внушительный - $17,8 млрд.
Несколько напугав инвесторов планируемыми масштабами заимствований, Россия позже уточнила, что вряд ли выйдет в 2010 году на западный рынок со всем объемом евробондов.
В то же время называть хотя бы примерный объем выхода на рынок российский Минфин пока не торопится. Так, замминистра финансов, Дмитрий Панкин говорил, что "это может быть и $8 млрд, и $10 млрд, и $12 млрд, а может и $5 млрд". Давать конкретные оценки, по его мнению, пока преждевременно.
С.Сторчак согласен, что пока понять, какой объем заимствований потребуется в следующем году, сложно, все будет зависеть от исполнения бюджета.
"Надеюсь, что не потребуется очень больших займов в начале года, все-таки нужно рынок сначала испытать", - отметил замминистра. По его мнению, для первого выпуска подошел бы классический стандартный вариант - $1 млрд, а дальше планировать объем и сроки выпусков будут в зависимости от того, как будет осуществляться выход из кризиса, каковы будут цены и спрос на нефть.
Сроки выхода на рынок пока также не ясны. Если объем заимствований будет в первую очередь определяться исполнением бюджета, то сроки выхода - состоянием рынка.
В недавно принятом федеральном бюджете на 2010-2012 годы дефицит на следующий год запланирован в размере 6,8% ВВП, на 2011 год - 4% ВВП, на 2012 год - 3% ВВП. Однако А.Кудрин в конце года порадовал новым прогнозом дефицита на следующий год - 6,3-6,4% ВВП. По его словам, такое изменение прогноза связано с тем, что ожидаемые доходы от нефти будут несколько выше, чем это планировалось еще два - три месяца назад. Ранее был повышен прогноз цены на нефть на 2010 год - до $70-75 за баррель. Федеральный же бюджет на следующий год сверстан исходя из цены $58 за баррель.
Однако Резервный фонд, который на начало 2010 года составит 1 трлн 860 млрд рублей, Россия, по словам министра, в следующем году, скорее всего, потратит полностью. Цена на нефть $70 за баррель даст возможность увеличить взносы в Резервный фонд, однако не сохранит его. Если же цены будут выше $70 за баррель, то есть вероятность сохранения какой-то части фонда, "но при очень благоприятных условиях", отмечал А.Кудрин. В то же время от необходимости заимствований Минфин пока не отказывается.
Итак, с чем Россия подходит к новому выпуску еврооблигаций? Статус надежного заемщика у нее по-прежнему сохраняется. Более того, в конце декабря была завершена длительная история урегулирования одной из наиболее сложных категорий государственного внешнего долга, унаследованного от бывшего СССР - коммерческой задолженности. В ходе третьего этапа обмена этой задолженности на еврооблигации с погашением в 2010 и 2030 годах были обменены долговые требования на $405,8 млн. В целом же Россия урегулировала 12,7 тыс. долговых требований иностранных коммерческих кредиторов на сумму, эквивалентную $2,8 млрд. Ранее предложения об обмене были сделаны в 2002 и 2006 годах. Весь процесс урегулирования данной категории обязательств занял более 15 лет.
Еще раньше, в августе 2006 года, Россия полностью досрочно погасила долг перед Парижским клубом кредиторов в размере $23,7 млрд, сэкономив на процентах, которые по графику должна была бы платить еще до 2020 года, более $12 млрд. Так был погашен остаток реструктурированной в 1996 и 1999 годах задолженности в рамках этого клуба.
Как отмечает С.Сторчак, принимая все эти решения по урегулированию задолженностей, Минфин всегда исходил из того, что "это все укрепление базы, с которой мы начнем выходить на рынок". Более того, уже в 2006 году замминистра предлагал разместить небольшой дебютный выпуск суверенных евробондов, в частности, для того, чтобы "помочь корпоративным заемщикам, среди которых более половины связаны с государством, чуть-чуть лучше брать, пусть на 0,05%". Однако в условиях профицита бюджета и отсутствия необходимости в заимствованиях "экспериментировать с федеральным бюджетом" не разрешили. По мнению же С.Сторчака, выход России с небольшим займом никак не сказался бы на долговой устойчивости страны. В то же время, по его словам, если бы "эти бумаги на рынке уже были, доходность по ним уже была бы немного приближена к американским Treasuries".
Еще одним приятным событием в уходящем году стало повышение международным рейтинговым агентством Standard & Poor's (S&P) прогноза рейтингов России до "стабильного" с "негативного". Правда и аналитики, и представители Минфина, в целом с воодушевлением оценивая повышение прогноза, отмечают все-таки недооцененность России рейтинговыми агентствами. В частности, Goldman Sachs считает, что Россия заслуживает повышения суверенного кредитного рейтинга по шкале S&P на три ступени по сравнению с текущим уровнем ("ВВВ") - до "А", учитывая ее "очень сильные финансовые основы". С.Сторчак также полагает, что рейтинг РФ, даже с учетом повышения прогноза, не соответствует реальному положению дел.
А.Кудрин заверил, что долговая устойчивость России в 2010 году не пошатнется. По итогам 2009 года госдолг составит 9,8% ВВП, а в следующем году, даже если будет принято решение разместить облигации на весь разрешенный объем, госдолг не превысит 12,8% ВВП. Безопасным уровнем в мире считается 60% ВВП.
Пока же Минфин готовит техническую сторону выпуска еврооблигаций. Как ранее сообщал замминистра финансов РФ Д.Панкин, технически Россия может быть готова к выходу на внешний рынок к марту 2010 года, хотя это и не будет означать, что готовность будет немедленно использована.
Остается надеяться, что в 2010 году российским финансовым властям не изменит ни чувство времени, ни чувство меры, и третий подход к рынку станет началом непрерывной и позитивной истории внешних суверенных заимствований России.