Новые магазины плохо открываются

Девелоперы едва ли сумеют выполнить планы на этот год по открытию новых торговых объектов, считают аналитики Blackwood. К примеру, за июль-сентябрь в Москве не было открыто ни одного нового торгового центра. Впрочем, что касается арендных ставок на торговые площади, то в этом вопросе наметилась стабилизация

Москва. 3 ноября. IFX.RU - Торговая недвижимость, расцветавшая пышным цветом в России до кризиса, нынче переживает не лучшие времена. К примеру, в Москве за третий квартал текущего года не открылось ни одного нового торгового центра. Да и заявленные девелоперами планы на этот год по возведению объектов едва ли будут выполнены. Впрочем, на рынке наметились и первые признаки оживления.

Новые "дворцы потребления" плохо открываются

Жители Москвы не могли не заметить, что в последние годы всевозможные торговые центры росли в столице как грибы. Однако в кризис ритейлерам уже не до такой экспансии. За весь третий квартал 2009 года в Москве не было открыто ни одного профессионального торгового центра, подсчитали в компании Blackwood.

Впрочем, аналитики компании не склонны драматизировать ситуацию на рынке торговой недвижимости. "Третий квартал (включающий два летних месяца) традиционно характеризуется низкой активностью, а пик открытий новых объектов, как правило, приходится на четвертый квартал, когда девелоперы стараются завершить годовые планы и успеть к новогоднему буму продаж", - объясняют эксперты Blackwood.

В региональных городах за этот период все-таки появились новые "дворцы потребления". Так, после многократных отсрочек в Омске состоялось техническое открытие торгово-развлекательного центра "Мега". По состоянию на начало октября в этом комплексе функционирует магазин Ikea, в ближайшее время ожидается открытие гипермаркета Auchan. При этом "Мега" стала первым профессиональным ТРЦ на рынке Омска - из целого ряда заявленных масштабных проектов, которые в настоящее время "заморожены", говорится в исследовании Blackwood.

Новые торговые площадки были открыты и в Краснодаре. Кроме того, на просторах российского рынка продолжили развиваться крупные международные сети. Так, в Краснодаре был открыт второй в России гипермаркет Carrefour, а в Ростове-на-Дону - гипермаркет Leroy Merlin.

Несбывшиеся надежды

Что касается последнего квартала текущего года, то, как в Москве, так и в регионах, в этот период ожидается открытие значительного количества торговых объектов.

Однако уже сегодня ясно, что заявленные девелоперами на начало года планы не будут реализованы в полной мере, подчеркивают аналитики.

Так, в Москве вместо более чем 1 млн кв. м торговых площадей на рынок по итогам 2009 года выйдут только около 800 тыс. кв. м.

На 2010 год перенесен выход таких крупных объектов, как ТРЦ в ММДЦ Москва-Сити, ТРЦ на ул. Вавилова и ряд других.

Российский ритейл завоевывают иностранцы.

В июле стало известно о том, что крупнейший мировой розничный оператор Wal Mart сделал предварительную оферту владельцу сети дискаунтеров "Копейка". Данный факт подтверждает проявившуюся ранее тенденцию: международные ритейлеры используют сложившуюся кризисную ситуацию для активной борьбы за долю российского рынка, подчеркивают специалисты Blackwood.

Помимо того, сеть Auchan запускает новый проект: продуктовые гипермаркеты "Радуга" формата жесткого дискаунтера. Планируется, что первые магазины будут открыты в Пензе и Калуге.

Дистрибьютор европейских марок одежды, обуви и аксессуаров F.D.Lab решил развивать в России собственную сеть товаров для детей "Сказка".

Если говорить о международных брендах, которые пока в России не присутствуют, то активные планы по освоению нашего рынка имеют немецкая сеть дискаунтеров Aldi, а также американская группа Collective Brands, планирующая в партнерстве с M.H. Alshaya Company развивать сеть обувных дискаунтеров Payless ShoeSource.

В августе стало известно о прекращении переговоров британской сети игрушек Hamleys с компанией F.D.Lab, в партнерстве с которой сеть планировала открыть свой первый флагманский магазин. Однако по заявлениям представителей Hamleys, сеть не отказывается от своих планов по вхождению на российский рынок и в настоящее время продолжает поиск партнеров и подходящего помещения.

Цена вопроса

По данным компании Blackwood, в июле-сентябре арендная плата как за помещения в торговых центрах, так и за объекты формата street retail замедлила падение. Более того, ставки на помещения на торговых улицах демонстрируют рост. Так, в сентябре в Москве, за исключением Садового кольца и Нового Арбата (снижение на 1% и 32% соответственно) для остальных торговых коридоров можно было наблюдать рост ставок предложения в среднем на 20-30% по сравнению с началом квартала. Наиболее заметным прирост стал для Петровки и Арбата.

По данным компании "Миэль-Коммерческая недвижимость", в октябре 2009 года, в сегменте торговой недвижимости наблюдается уже значительная коррекция. В частности, произошло выравнивание арендных ставок на помещения, расположенные в различных районах города. В настоящее время разница между максимальным и минимальным значением арендной ставки на помещения формата street-retail составляет 3,5-4 раза. Тогда как в мае этого года она составляла 6-6,5 раз, что объяснялось присутствием на рынке предложений по ставкам, близким к докризисным.

Впрочем, в Blackwood считают, наметившееся оживление может оказаться проявление сезонного всплеска деловой активности: многие игроки рынка сначала выжидали, и теперь решили не упустить последние, на их взгляд, возможности по совершению сделок по низким, "кризисным" ценам. С другой стороны, если же мировая экономика в целом и российская в частности не будут испытывать новых потрясений, то указанное оживление станет началом восстановления рынка торговой недвижимости, резюмирую эксперты.

Новости по теме

Доходные метры нашли баланс

Новости