ФСТ: население недоплачивает
Тарифы на электроэнергию для россиян ниже справедливого уровня в 1,5-2 раза, подсчитали в Федеральной службе по тарифам. Так что не надо сетовать на стоимость киловатта, который в среднем по стране сейчас стоит 2 рубля. В будущем году мы опять будем в долгу у энергетиков - свет будет обходиться всего на 10% дороже
Москва. 9 октября. IFX.RU - Нам кажется, что государство дерет три шкуры, выставляя заоблачные тарифы на электроэнергию. Оказывается мы глубоко заблуждаемся. Реальная цена одного киловатта должна составлять никак не меньше 3 рублей в целом по России, а то и больше, считают в Федеральной службе по тарифам (ФСТ). Но власти понимают, что в кризис тарифные аппетиты монополий могут стать непосильной ношей, поэтому тарифы на свет вырастут всего на 10%.
Текущие цены на электроэнергию примерно в полтора раза ниже справедливой стоимости, заявил глава ФСТ Сергей Новиков. Нынешний тариф Сейчас средний тариф на электроэнергию для населения составляет 2 рубля, посчитал чиновник.
"Если корректно посчитать, то цена электроэнергии для населения должна составлять 3-3,5 рубля", - заявил глава Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков, выступая на правительственном часе в Госдуме в пятницу.
При этом, подчеркнул он, эта цифра не учитывает стоимости передачи электроэнергии по сетям ФСК, а также инвестсоставляющей в тарифах.
По словам С.Новикова, себестоимость производства электроэнергии в РФ в настоящее время находится в пределе от 50 копеек до 1,5 рубля за 1 кВт.ч без учета затрат ФСК и распределительных сетей. "Нет такой себестоимости - 5 копеек, просто ее в природе не существует", - подчеркнул глава ФСТ, отвечая на вопрос одного из депутатов.
Так что не стоит россиянам сетовать на тяжесть тарифов, которые обязательно увеличатся в следующем году, но в среднем на 10%, следует из прогноза Минэкономразвития. А ведь изначально речь шла о повышении на 25%. Но кризис помог удержать тарифы от столь сильного роста.
Действующая система тарифообразования предусматривает перекрестное субсидирование в электроэнергетике, в том числе между промышленностью и населением. При этом если промышленность уже примерно половину планового потребления покупает по свободным ценам, а с 2011 года, как ожидается - все 100%, то населению электроэнергия реализуется исключительно по тарифам. Именно из-за "перекрестки" тарифы для населения ниже справедливого уровня.
К тому же Федеральная служба по тарифам не собирается включать в тарифы на электроэнергию на 2010 год расходы, связанные с восстановлением Саяно-Шушенской ГЭС, сообщил Сергей Новиков.
"Все что мы включаем (в тарифы) на будущий год, связано с другими инвестпрограммами", - пояснил С.Новиков. В части ФСК и МРСК тарифные решения связаны "с более жесткими, даже жесточайшими программами по повышению надежности (энергоснабжения)", - отметил глава ФСТ.
По мнению С.Новикова, несмотря на достаточно жесткие пределы темпов роста тарифов на 2010 год, они все же позволяют энергетикам на всех уровнях выполнить свои ремонтные и инвестиционные программы и обеспечить надежность энергоснабжения.
Есть еще один животрепещущий вопрос - цены на авиаперелеты в России заоблачные. Помощи от ФСТ здесь ждать не стоит. По словам Сергея Новикова, его служба не считает целесообразным вводить госрегулирование цен на авиабилеты. Он напомнил, что в части регулирования авиаперевозок ФСТ устанавливает размеры аэропортовых сборов, которые составляют от 3 до 8% стоимости авиабилетов. "Есть ли смысл вводить прямое ценовое госрегулирование? Мы считаем, что нет", - сказал С.Новиков, отвечая на вопрос о возможности введения госрегулирования цен на авиабилеты.
С.Новиков отметил, что одной из предпосылок для более справедливого ценообразования на авиабилеты станет вступление в силу правил недискриминационного доступа к услугам аэропортов.
В свою очередь заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин заметил, что цены на авиабилеты были, в частности, завышены из-за того, что топливно-заправочные комплексы, покупая горючее на НПЗ, "попутно участвуют в перепродаже, в результате чего получается накрутка 30-40% к цене".
А.Голомолзин напомнил, что сейчас нефтяные компании стали напрямую продавать топливо авиакомпаниям. Также снижению цен на авиабилеты будет способствовать отмена лицензирования на конкретные авиамаршруты (лицензирование сохранено только на сам вид деятельности - авиаперевозки).