Renault-Nissan на распутье

Иностранным акционерам "АвтоВАЗа" придется отпределиться со своей долей поддержки автогиганта, находящегося в предбанкротном состоянии. Вариантов у Renault-Nissan немного. Или концерн совместно с властями участвует в поддержке, или его доля будет размыта за счет госсубсидий предприятию

Москва. 5 октября. IFX.RU - Премьер-министр РФ Владимир Путин предложил в пятницу международному альянсу Renault-Nissan, владеющему блокпакетом "АвтоВАЗа", совместно участвовать в технологическом переоснащении российского автогиганта, находящегося в предбанкротном состоянии. Главная идея - государство уже дало терпящему бедствие АО 25 млрд рублей, не собираясь размывать долю западных партнеров, но теперь партнеры должны определиться: либо совместная поддержка автогиганта, либо размывание их пакета за счет новых госсубсидий, без которых автозаводу не выжить.

Деньги на бочку

"Мы пошли на то, что выделили первые 25 млрд рублей - и, по сути, защищая их (Renault-Nissan) интересы, сделали это таким образом, чтобы не размывать их пакет. Или они будут участвовать дальше в финансировании предприятия, или мы должны будем с ними договариваться о соотношении долей", - заявил В.Путин на заседании президиума правительства РФ в пятницу.

В свою очередь первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов пообещал, что такая работа будет проводиться.

"В понедельник мы встречаемся с крупнейшими иностранными производителями автомобилей на территории РФ - и с Renault, и с Nissan - для того, чтобы с ними вместе обсудить те планы, которые у них есть в отношении "АвтоВАЗа", - сказал И.Шувалов.

Неудовлетворенность сложившейся ситуацией вокруг крупнейшего отечественного автопроизводителя понятна - несмотря на получение крупнейшего в отрасли прямого финансирования от государства, предприятие находится в предбанкротном состоянии, о чем напомнил на прошлой неделе его новый президент Игорь Комаров. Только признанный руководством компании долг банкам превысил на начало сентября более 42 млрд рублей. Вместе с этим завод запросил у правительства новой поддержки в размере 12 млрд рублей на выплату социальных обязательств перед сокращаемыми работниками. В сентябре "АвтоВАЗ" официально признал ранее опровергавшуюся информацию о планируемом увольнении 27,6 тыс. сотрудников из 102 тыс. работающих на предприятии.

Но эти 12 млрд рублей - это социалка, а для восстановления жизнеспособности предприятия необходимо обновление модельного ряда. Деньги на это потребуются совсем другого порядка, у предприятия их нет - и вся надежда на акционеров.

"АвтоВАЗу" прописаны французский шарм и японский трудоголизм

Появления нового модельного ряда компании ждали задолго до начала кризиса. После покупки 25%+1 акции в "АвтоВАЗе" французско-японским концерном зимой 2008 года менеджмент волжского автозавода анонсировал начало выпуска новых машин на иностранной платформе уже в 2009 году (позже сроки переносились) - и уже тогда эта мера была крайне необходимой, модельный ряд завода предполагалось целиком заменить новыми конкурентоспособными автомобилями.

В сентябре текущего года "АвтоВАЗ" объявил о том, что ему необходимо получить кредиты на 42 млрд рублей под инвестпрограмму 2010-2013 гг. Вместе с этим менеджмент компании признавал в материалах презентации антикризисного плана компании комиссии Игоря Шувалова, что "несмотря на серьезный задел в разработке новых моделей, "АвтоВАЗ" не имеет возможности финансировать их дальнейшую разработку и постановку на производство".

Решение проблемы по отсутствию конкурентоспособного ряда у волжского автозавода правительство РФ может делегировать Renault-Nissan.

Например, общая стоимость договоров на производство машин французской платформы, а также лицензии на производство двигателей составляет 220 млн евро.

В декабре 2008 года "АвтоВАЗ" оплатил концерну аванс в размере 25% от общей суммы сделки, что составило 55 млн евро. Оставшиеся 75% (165 млн евро), а также сумму страховой премии (около 6,5 млн евро) "АвтоВАЗ" намеревался оплатить с помощью кредита Societe Generale, предоставленного на 7 лет по ориентировочной ставке 5,75%, о чем летом 2009 года был подписан соответствующий договор с банком.

Однако полная стоимость лицензий так и не была выплачена, напомнили "Интерфаксу" в Renault. В компании поясняют, что первая часть платежа была получена ею в 2008 году, второй части не последовало.

В марте текущего года на вопрос о возможности предоставления прямой финансовой помощи "АвтоВАЗу" от Renault генеральный директор компании в России Кристиан Эстев ответил: "Мы бы сами были не против получить помощь из России".

Проблему с ликвидацией долга придется решать госбанкам. По этому поводу глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила во вторник, что банки - кредиторы "АвтоВАЗа" смогут получить доли в предприятии в счет его долга. "Как один из возможных вариантов рассматриваем капитализацию долга - может, не за счет государства, а за счет банков, в том числе с госучастием", - сказала она.

Renault прокомментировало тогда, что готово поддерживать любую госпомощь предприятию, которая не уменьшала бы долю компании в нем. Среди прочих вариантов капитализации долга рассматривался и такой, при котором будут снижены доли "Тройки Диалог" и "Ростехнологий" в пользу госбанков.

А вот кому и каким образом предстоит финансировать инвестпроекты "АвтоВАЗа" - пока не ясно. Менеджмент предприятия предлагал комиссии И.Шувалова антикризисный план, согласно которому "АвтоВАЗ" выступает за пересмотр размера инвестиций в проекты запуска производства автомобилей на платформе Renault "после достижения с французским партнером соглашения о разделении инвестиций".

У главы Renault-Nissan Карлоса Гона есть опыт предотвращения банкротства автогигантов - в такой ситуации находился концерн Nissan до прихода в него французского партнера. Однако в течение 2009 года практически все иностранные представители покинули "АвтоВАЗ" - и им на смену пришли менеджеры от "Ростехнологий".

Новости по теме

АвтоВАЗ. Госденег почти не осталось

Новости