Автоспрос на ремонте
Российские власти уже давно пытаются отремонтировать спрос на автомобили в России. Однако результаты мер по поддержке будут видны через пару лет - тогда сработают и льготные кредиты, и госзаказ, и "наличные за автохлам". Автопроизводителям остается только пережить эти два-три года
Москва. 28 сентября. IFX.RU - Правительство не зря всем правдами и неправдами пытается поддержать отечественных производителей автомобилей. Пусть сейчас результаты этих мер не очень видны, зато через пару лет они сработают: спрос вновь вернется на отечественный рынок. В этом уверен заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов.
"По нашим ожиданиям, где-то на горизонте 2-3 лет начнется рост приобретения автомобилей", - сказал он, выступая на брифинге в рамках XII Инновационного форума в Томске. Он отметил, что одной из мер стимулирования платежеспособного спроса является субсидирование покупки автомобилей.
Напомним, правительство запустило программу льготного госавтокредита, при помощи которого предполагалось по итогам года продать 150 тыс. автомобилей. Государство обязалось компенсировать две третьих ставки по кредиту на приобретение машины российской сборки не дороже 350 тыс. рублей (чуть позже сумма была увеличена до 600 тыс. рублей) на три года.
Кроме того, росту спроса, по мнению Станислава Наумова, будет способствовать программа компенсаций за утилизируемые автомобили. "Каждый, кто утилизирует автомобиль, получит субсидию 50 тыс. рублей для того, чтобы приобрести машину", - пояснил С.Наумов.
С 2010 года власти решили воспользоваться механизмом стимулирования спроса, который с успехом работает в развитых странах - "наличные за автохлам". Программа предполагает, что при сдаче автомобиля в утиль потребитель получит ваучер (сертификат) номиналом 50 тыс. рублей, который может быть использован только на приобретение нового автомобиля отечественного производства, включая машины, производимые в режиме промышленной сборки. Причем владелец должен быть хозяином этой машины не менее 1 года. В бюджете 2010 года на эти цели заложено 10 млрд рублей.
Кроме того, замминистра промышленности и торговли отметил, что в следующем году особое внимание будет уделяться также и коммерческому автотранспорту. "В данном случае речь идет о централизованных закупках по линии Минобороны, по линии МинЧС, и по линии МВД, и по линии Минздравсоцразвития", - сказал замминистра.
Напомним, в этом году в рамках госзакупок федеральные и региональные органы власти приобретут у "АвтоВАЗа" 9,2 тысячи автомобилей на общую сумму 2,3 млрд рублей. "КамАЗ" продаст чиновникам 10,1 тыс. авто на 15,2 млрд рублей, "Соллерс" - 17,6 тыс. автомобилей на 5,6 млрд рублей, группа "ГАЗ" - 15 тыс. автомобилей на 17 млрд рублей.
Станислав Наумов надеется, что все эти меры спасут отечественный автопром, если он проживет эти 2-3 года.
Эксперты тем временем обещают обвал продаж автомобилей по итогам этого года. В апреле Минпромторг прогнозировал падение продаж легковых автомобилей в РФ по итогам 2009 года на 60% по сравнению с 2008 годом. PricewaterhouseCoopers прогнозирует падение продаж легковых автомобилей в РФ по итогам 2009 года от 50% до 60%. Прогноз комитета автопроизводителей АЕБ по российскому рынку на 2009 год снижен до 1,4 млн автомобилей (падение почти вдвое).
Производство легковых автомобилей потихоньку оживает и выйдет на докризисный уровень не ранее 2011 года, считают в PricewaterhouseCoopers. Летом они были уверены: продажи, стимулируемые различными мерами, в том числе и льготным кредитованием, отзовутся ростом, если не в июле, то с окончанием периода отпусков обязательно. Однако теперь результаты "лечения" отодвигаются на несколько лет.