Не плодите "зайцев"

Вице-премьер Сергей Иванов посоветовал РЖД не поднимать тарифы на пригородные перевозки, а экономить, чтобы найти дополнительные деньги. Чем дороже билет - тем меньше охоты у россиян в кризис оплачивать проезд

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 25 сентября. IFX.RU - Вице-премьер Сергей Иванов в пятницу стоял на страже интересов пассажиров электричек и самолетов. Он доказал, что забота о пассажирах выгодна самим транспортникам - у них будет меньше проблем.

Тарифы размножат "зайцев"

Пригородные электрички - это страшный сон и РЖД, и пассажиров. Железнодорожники вечно жалуются, что это самый убыточный сектор перевозок всех времен и народов, а пассажиры каждый раз неприятно удивляются то новым тарифам, то турникетам, которые отнимают время, то разбитым и гремящим поездам, ледяным зимой и невыносимо жарким летом.

И каждый раз повышая тарифы, РЖД обосновывает это тем, что до прибыльного уровня их еще растить и растить. Да и вандалы стали бичом железнодорожников - ломают и электрички, и новехонькие турникеты, и заборы, которыми с некоторых пор пассажиров оградили от остального мира.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) как может тормозит рост тарифов в кризис, отговариваясь снижением уровня жизни россиян, однако полностью остановить этот процесс не может.

И вот за пассажиров вступился вице-премьер Сергей Иванов. На заседании правительственной комиссии по транспорту и связи он заявил о том, что если слишком сильно взвинтить стоимость билета на электричку, пассажиры вообще перестанут оплачивать проезд и переквалифицируются в "зайцев". Он отметил, что "проблема безбилетников сейчас и так остро стоит перед РЖД". А если они будут размножаться, то доходы железнодорожников от пригородных электричек станут еще более скудными.

"Сейчас с учетом среднего уровня доходов - особенно на фоне социально-экономических тенденций последнего года - расходы на транспорт уже занимают существенное место в бюджете наших граждан", - сказал вице-премьер.

"Поэтому путь у нас один - это снижение себестоимости перевозок, в первую очередь за счет повышения производительности труда на железнодорожном транспорте, уменьшения энергоемкости отрасли, внедрения передовых перевозочных технологий", - заявил С.Иванов.

По словам С.Иванова, пассажирские перевозки являются убыточным видом деятельности и поддерживаются РЖД в основном за счет доходов, получаемых от грузоперевозок и дотаций со стороны федерального бюджета. Установленные тарифы покрывают лишь половину себестоимости тех услуг, которые предоставляют пассажирам железнодорожники. Однако говорить о резком увеличении цен на билеты "мы просто не можем и не будем". Так что придется железнодорожникам поумерить аппетиты и искать способы экономии, а не заработка на кармане тех граждан, которые не могут себе позволить (или не хотят) ездить на автомобиле.

Напомним, весной ФСТ пришла к выводу, что планируемое повышение цен на билеты всех видов от РЖД - 13% - слишком накладно для россиян. Было решено проиндексировать их в 2009 году в среднем на 12% (с 1 января - на 5%, с 1 июля - на 5,7%). Ради этого из бюджета для компенсации выпадающих доходов РЖД выделено 50 млрд рублей.

Но это только разовые билеты. А вот абонементы на электричку в начале этого года перешли из-под контроля властей в ведение РЖД и больше не регулируются ФСТ. Железнодорожники, воспользовавшись этим, взвинтили цены. ФАС весной пеняла РЖД на то, что на некоторых направлениях цена месячного проездного выросла более чем в 3,3 раза (Кашира-Москва, с 1700 рублей до 5600 рублей).

В ответ на установку турникетов и рост тарифов активные пассажиры прокладывают "заячьи тропы", иногда рискуя жизнью, потому как они проходят часто прямо по железнодорожным путям. А если тарифы еще подрастут, "зайцы" расплодятся в еще большем количестве.

Самолеты - не как поезда

Кроме того, С.Иванов рассказал о том, что Минтранс подготовил предложения по созданию системы финансовых гарантий прав пассажиров, формируемых непосредственно с участием самих авиакомпаний. То есть если в следующий раз у какой-нибудь "КД авиа" отзовут лицензию, перевозить ее пассажиров будут за счет резервов самой компании.

По словам первого вице-премьера, схожие схемы уже используются в различных отраслях российской экономики. Это компенсационные резервы, фонды, а также действующая практика страхования ответственности.

По словам С.Иванова, решение проблем авиакомпаний за счет средств налогоплательщиков (как в случае "КД авиа") не самый лучший вариант, "в том числе потому, что это порождает безответственность и иждивенчество".

Однако, по словам С.Иванова, необходимо учитывать и то обстоятельство, что любые дополнительные финансовые обязательства на бизнес приводят к ограничению оборотных средств компании и увеличивают нагрузку на пассажиров.

"Нужно взвесить все "за" и "против" и принять обоснованное решение относительно целесообразности внедрения подобных подходов (финансовых гарантий прав пассажиров) к авиаперевозочной деятельности", - подчеркнул И.Иванов.

Введение подобных обязательств для авиакомпаний, по его словам, позволит очистить "рынок авиаперевозок от недобросовестных участников".

Новости по теме

Железнодорожные страдания

Новости