Александр Кинщак: эффективная координация с арабскими странами по рынкам углеводородов сохраняется
Директор департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД России рассказал о работе со странами региона в условиях санкций
Москва. 25 апреля. INTERFAX.RU - Директор департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД России Александр Кинщак рассказал в интервью "Интерфаксу" о перспективах сотрудничества со странами подведомственного ему региона в условиях кризиса в отношениях Западом.
- На фоне обрушения связей с Западом, в том числе в торгово-экономической и финансовой сферах, какие настроения превалируют в странах региона Ближнего Востока и Северной Африки относительно перспектив развития сотрудничества с Россией?
- Действительно, США, ЕС и их союзники объявили России открытую экономическую войну и пытаются любыми способами подчинить политику независимых государств на российском направлении интересам "коллективного Запада". В ход идут самые нечистоплотные инструменты вроде откровенного шантажа, запугивания и даже подкупа.
Естественно, такому беспрецедентному давлению подвергаются и наши партнеры из числа стран Ближнего Востока и Северной Африки. Однако они не прогибаются под этим нажимом, а руководствуются собственными национальными интересами, которым отвечает поддержание и развитие взаимовыгодного разнопланового сотрудничества с Российской Федерацией, включая торгово-экономическое и инвестиционное. Наглядным подтверждением тому является таможенная статистика: показатели товарооборота России с большинством стран региона находятся на прежнем уровне, а с некоторыми даже растут. Активно работают двусторонние межправкомиссии, являющиеся ключевым инструментом сопровождения и продвижения наших деловых и хозяйственных связей.
Сохраняется налаженная эффективная координация с арабскими государствами в интересах обеспечения стабильности и предсказуемости на глобальных рынках углеводородов. Имею в виду нашу совместную работу в форматах "ОПЕК плюс" и Форуме стран-экспортеров газа.
Остаются малорезультативными и попытки заставить страны БВСА свернуть политическое взаимодействие с нами, солидаризироваться
с навязываемой западниками политико-дипломатической изоляцией России. Об этом убедительно свидетельствуют интенсивные двусторонние контакты на высшем и высоком уровнях. Напомню, что с 24 февраля Президент Российской Федерации Владимир Путин провел более десятка телефонных разговоров с ближневосточными лидерами, 5 марта принимал премьер-министра Израиля Нафтали Беннета. За этот же период Москву посетили министры иностранных дел Катара, ОАЭ и Бахрейна. 4 апреля Сергей Лавров провел обстоятельные переговоры с министерской Контактной группой Лиги арабских государств по Украине в составе глав внешнеполитических ведомств Египта, Алжира, Ирака, Иордании, Судана и Генерального секретаря этой панарабской организации.
В ходе этих контактов, которые традиционно носят дружественный, взаимоуважительный и доверительный характер, наши ближневосточные партнеры заверяют нас, что понимают логику действий Российской Федерации по защите своих национальных интересов и подчеркивают готовность оказать все необходимое содействие с целью скорейшего урегулирования кризиса вокруг Украины политико-дипломатическими методами.
- Дамаск выразил готовность признать ДНР и ЛНР, так же как это было сделано в отношении Южной Осетии и Абхазии. Каковы настроения других стран региона по этому вопросу?
- Сирийские официальные лица действительно публично выразили поддержку принятому руководством Российской Федерации решению признать независимость республик Донбасса и заявили о готовности Дамаска последовать примеру Москвы. Это не стало для нас неожиданностью. Мы знаем о том, что неофициальные контакты между представителями Донбасса и сирийских властей уже происходили.
В этой связи хотел бы подчеркнуть, что мы не пытаемся "подталкивать" наших сирийских и других партнеров в регионе БВСА к такому шагу, как признание ЛНР и ДНР. Этот вопрос находится в суверенной компетенции каждой конкретной арабской страны и республик Донбасса. Не в наших правилах оказывать давление на руководство независимых государств в угоду собственным интересам, как это практикуют в США и ряде других "образцовых" западных демократий. Не исключаем, что для ЛНР и ДНР вопрос о международном признании станет более актуальным, когда вся территория этих республик будет полностью освобождена от ВСУ и оккупационных формирований укронацистов.
- В условиях массового закрытия воздушного пространства для российских самолетов один из немногих функционирующих коридоров – путь через ОАЭ. Есть ли риск, что арабские страны будут вынуждены также закрыть небо для нас?
- Сфера грузопассажирских перевозок является одним из динамично развивающихся направлений всего комплекса взаимодействия России с арабскими странами. С подавляющим большинством из них давно налажено и успешно функционирует прямое воздушное сообщение, а авиакомпании из ОАЭ и Катара осуществляют полеты не только в российскую столицу, но и в ряд других крупных городов. 15 апреля аналогичные рейсы возобновили и "Египетские авиалинии".
Востребованность арабского направления объясняется в первую очередь необходимостью обеспечения потребностей традиционно высокого потока российских туристов, у которых курорты Красного, Средиземного морей, а также Персидского залива пользуются большой популярностью. Немаловажное значение имеет и выгодное географическое расположение транспортных "хабов" ряда арабских государств, прежде всего, Дубай и Доха, способствующее их активному использованию для поездок наших соотечественников в третьи страны.
Неслучайно, что по мере нормализации эпидемиологической обстановки полеты по указанным направлениям были не только восстановлены в полном объеме, но и в ряде случаев интенсифицированы. Опасений по поводу того, что наши партнеры из ОАЭ и других арабских стран под внешним давлением изменят свою позицию и закроют свое небо, на сегодняшний день у нас нет.
- По оценкам некоторых экспертов, западные санкции в отношении России могут затруднить поставки отечественной пшеницы и других зерновых на зарубежные рынки. Будут ли затронуты наши планы по поставкам пшеницы в Сирию и в Египет?
- После начала специальной военной операции на Украине США, ЕС и их союзники, как известно, ввели целый комплекс ограничительных мер в отношении Российской Федерации – одного из крупнейших мировых производителей и экспортеров пшеницы. Именно в порочной практике использования инструментов санкционного давления и заключается первопричина возникшей турбулентности и роста цен на зарубежных рынках зерна. Подобные нелегитимные и безответственные действия западных стран уже привели к нарушению существующих логистических цепочек и затруднениям в осуществлении платежей за экспортируемые товары. Любые попытки переложить на Россию ответственность за эти проблемы и дополнительные риски при проведении экспортно-импортных операций политически мотивированы и необоснованны.
Сирия традиционно закупает значительную долю пшеницы в России. Конкретные ценовые и логистические параметры организации таких поставок обсуждаются в контактах профильных ведомств двух стран и в рамках деятельности постоянной российско-сирийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Данная тема присутствует и в повестке дня переговоров с сирийскими партнерами по линии российских регионов. В частности, она затрагивалась в ходе прошедшего в январе этого года в Симферополе первого заседания крымско-сирийской рабочей группы по развитию торгово-экономического сотрудничества.
Убеждены, что в тесной координации с сирийскими друзьями мы найдем эффективные механизмы решения возникающих проблем
и сумеем преодолеть все сложности.
Что касается Египта, то, несмотря на упомянутые трудности, отечественные экспортеры сельскохозяйственной продукции намерены в полном объеме выполнять свои обязательства по заключенным ранее контрактам на поставку пшеницы и других зерновых культур в эту страну.
В настоящее время логистические и финансовые аспекты взаимодействия
с египетскими партнерами в этой сфере обсуждаются в рамках прямых контактов руководства Минсельхоза России и профильных ведомств Египта.