Ольга Васильева: нам удалось услышать учителей
Президент РАО рассказала о международной ассамблее "Ученик в современном мире: формула успеха"
Москва. 26 апреля. INTERFAX.RU - В Москве на площадке Российской академии образования прошла многодневная Первая международная Ассамблея "Ученик в современном мире: формула успеха". О проблемах, которые на ней обсуждались, и о воспитании в целом наш специальный корреспондент Вячеслав Терехов беседует с президентом РАО Ольгой Васильевой.
Такого многостороннего обсуждения еще не было
- Прошедшая Ассамблея называется первой. Но вопросы школьной неуспешности, которые на ней обсуждались, в разных вариантах затрагивались всегда. Почему первая?
- Конечно, тема эта не новая и достаточно болезненная. Но подходы к ней, зачастую, мы видели лишь фрагментарные, не вполне системные. Коллеги-ученые затрагивали ее в рамках своей профильной работы, своих тематик. Но какого-то обобщения накопленного опыта и всего массива данных, большого, многостороннего обсуждения в рамках одного мероприятия не было. Поэтому мы гордо заявили, что оно первое.
- Каков вообще смысл Ассамблеи? Всем известно, что есть ученики неуспевающие, есть отличники. И, как всегда, идут оценки деятельности школы по этим двум категориям. Но подавляющее большинство учеников все-таки средние.
- Да, и именно на этих детей, а их много, мы и хотим обратить внимание. К сожалению, не всегда учителя интересуются их жизнью, чем они занимаются: ходят ли в платные секции или к репетиторам, сидят ли целыми днями у экранов. Вот эти "обычные" дети из обычных семей оказываются в зоне риска. Они задают вопросы: "А если я не талантливый? Если еще не нашел себя? Какой у меня шанс в этой жизни?" Задача школы поддержать именно их, но для этого нужна поддержка и учителям.
С этой точки зрения большим потенциалом обладает дополнительное образование. Любой ребенок должен иметь возможность развивать свои таланты в бесплатном кружке или секции. Это может быть спортивная, музыкальная или художественная школа, а могут быть шахматы или робототехника.
В своем выступлении на Ассамблее заместитель председателя Наблюдательного совета Российского общества "Знание" Любовь Николаевна Духанина отметила, что детям и подросткам хочется работать в комфортной психологической среде. В подходящем им темпе, в рамках своих возможностей, и не быть наказанными за это "двойками". Больше трети ребят ответили, что им не хватает возможности заниматься в кружках, чтобы быть счастливым и успешным в будущем. Зачастую именно дополнительное образование позволяет неуспевающим в школе не только проявить свои лучшие качества и способности, быть успешным в других видах деятельности, но и сформировать адекватную самооценку, научиться не бояться ошибок. Главное – создать как можно больше возможностей для дополнительного образования и развития наших детей.
Исследования ученых РАО показывают, что стремление подростков к успеху иногда может привести к совершенно противоположным результатам - трудностям в обучении и социальной адаптации. Это связывают с возрастными особенностями процессов, которые происходят в мозге ребенка. У подростков активнее начинают работать те структуры мозга, которые сигнализируют о возможности достижения успеха, создают стремление к достижению цели, а также снижают функциональные возможности структур, отвечающих за прогнозирование вероятности неуспеха.
Помочь в решении школьных трудностей может осознанная саморегуляция – способность контролировать свои эмоции, познавательные процессы и свое поведение. Эти механизмы закладываются еще в дошкольном возрасте, их нужно стараться и уметь формировать и родителям, и педагогам детских садов. Ученые РАО говорят о том, что при поступлении в школу каждый третий современный ребенок имеет низкий уровень таких способностей, что может повлиять на его успехи в учебе. Саморегуляция влияет на адаптацию ребенка к школьному обучению, его академическую и социальную успешность. Особенно ярко это проявляется в освоении математики.
Почему любовь к школе затихает?
- Еще одна тенденция сегодняшнего дня: если раньше малыши приходили в школу с определенным трепетом и чувством, что начинается новая, большая жизнь, то сегодня они зачастую этого уже не испытывают. И если раньше мы замечали, что рвение ходить в школу, любовь к школе у многих ребят затихает к седьмому классу, то сейчас мы можем увидеть это уже в начальной школе. Даже у отличников в средних классах резко падает интерес, но потом возвращается в 10-11-м, когда появляется ориентация на поступление в вуз. И возникает вопрос – почему так? Подростковый возраст и падает мотивация? Почему она падает? Что отбивает охоту туда ходить?
Будучи министром, я задавала один и тот же вопрос: программа по математике серьезно изменилась? Нет. Программа по русскому языку? Тоже нет. Так почему же тогда домашнее задание приходится делать до ночи? Почему над уроками сидит вся семья? Вечера, выходные… Вместо того, чтобы заниматься дополнительным образованием, творчеством, музыкой, родители и дети упорно делают уроки.
Некоторые исследователи говорят о том, что успех или неуспех - это не результат, а процесс, который ребенок переживает. В стенах школы он во многом связан с тем, как его работу оценивает педагог.
То есть школьная отметка глубоко затрагивает все сферы жизни ребенка, влияет на его самооценку. В этой связи особый интерес представляет мнение учащихся об объективности школьной отметки. Согласно данным, представленным на Ассамблее академиком РАО Владимиром Самуиловичем Собкиным, лишь чуть более половины школьников (57,6%) полагают, что учителя объективно оценивают их знания. В то же время каждый девятый (12,2%) считает, что учителя занижают ему оценки, а 3,5% указывают, что учителя их завышают.
Он обратил внимание и на то, в каком эмоциональном состоянии находятся ученики, возвращаясь из школы. Более половины (58,1%) возвращаются из школы "в спокойном и уравновешенном состоянии "почти треть (28,4%) в "хорошем и приподнятом". Очень важно иметь ввиду, что оценка в школе очень сильно влияет и на то, как ученик оценивает свои перспективы на будущее.
Воспитание – это передача нравственного опыта
- Думаю, что пропадающий интерес к школе зависит не только от школы, но и от семьи.
- Безусловно. Воспитание - это передача нравственного опыта. Здесь вообще все зависит от семьи. Если есть и бабушка, и дедушка, есть семейные встречи, семейные праздники, есть постоянное общение поколений, то и у ребенка совсем другое отношение. Самые благополучные семьи – это не те, у которых большой материальный достаток. Вовсе нет. Благополучные семьи определяются отношением к жизни, теми ценностями и культурой, которые есть в семье. Там, где родители заряжены оптимизмом, такие же дети. Как правило, они хотят учиться, им интересно, они с хорошим настроением смотрят в будущее. Если семьи неблагополучные, как правило это отражается на ребенке. Мне кажется, что все зависит от родителей, и, если микроклимат в семье тяжелый или резко изменяется – это все отражается на детях.
Этим тоже надо заниматься. Я никогда не забуду пример своего папы. Он раз в месяц обязательно ехал в "Академкнигу" (там был отдел детской книги) и покупал какой-нибудь красивый "научный альбом" для детей, и по четвергам вместе с правнучкой они его рассматривали. Она уже в 3 года знала планеты нашей Вселенной, потому что занималась с прадедушкой, у которого был такой замечательный альбом. Они беседовали о том, где – какая планета, какие у нее особенности. Я наблюдала, как этой малышке и прадеду интересно обоим. Их четверг – это два часа общения, он к этому готовился.
А что мы часто видим сейчас? Если родители не читают с ребенком, если сами сидят в гаджетах, то чего мы хотим от детей?
Грамотность - это что?
- Согласно международным исследованиям, 78% российских обучающихся достигли и превысили пороговый уровень читательской грамотности. Я знаю, есть грамотные, есть неграмотные, малограмотные. А что такое "пороговая грамотность"?
- Есть понятие "читательская грамотность", а есть "функциональная грамотность". В первом случае – это способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей. Во втором – способность применять полученные знания в жизни. А вот когда мы с вами говорим о подобных исследованиях, оказывается, что у нас более 20% и взрослых, и детей не могут понять содержание текста настолько, чтобы уметь грамотно применить полученную из него информацию в жизни. Не могут его понять и качественно пересказать. А если текст мы не понимаем, то и результата от чтения нет.
Если педагог асс, то и ребята ему подстать!
- В выступлениях на Ассамблее отмечалось, что дети не хотят заниматься наукой о природе, нет мотивации к занятиям математикой.
- Не хотят. Согласно исследованию члена-корреспондента РАО Татьяны Николаевны Тихомировой, примерно 30% учеников в начальных классах говорят, что им не нравится узнавать новое, заниматься наукой о природе, 21% не хочет заниматься математикой. А уже дальше процент растет. Иными словами, каждый третий ученик в самой обычной школе нуждается в том, чтобы учитель мог ответить ему на вопрос "зачем нужны точные науки?" Ребята говорят: "мне это никогда не пригодится в жизни, ни ваша математика, ни ваша география, ни ваша физика". Значит, нужно мастерство учителя, чтобы объяснить, почему этот предмет нужно изучать.
Тут мое личное мнение, проверенное годами: если педагог действительно асс и педагог с большой буквы – то ребята и физику любят, и химию, и географию и математику обожают, потому что они любят его, учителя, он профессионал, и они готовы за ним идти, а он готов им помогать. Здесь от учителя очень много зависит, если не все. А если все это нудно, из-под палки... Сразу вспоминаю "Недоросля" Фонвизина: география? "Да извозчики-то на что ж?" А сейчас говорят по-другому: "зачем мне нужно знать вашу математику, я все посчитаю по калькулятору, он рядом со мной в телефоне".
- Я в прошлом году узнал, что самый большой конкурс при поступлении в высшее учебное заведение, на профессии налоговые, противопожарные и тому подобные, то есть наблюдательные.
- Вы говорите о деформации общественного сознания. Но надо побывать на месте работника госслужбы, чтобы понять, какая это на самом деле тяжелая и кропотливая работа.
- Думаю, что этот выбор не зависит от ученика. Он очень четко, как камертон, чувствует настроение в обществе…
- От учителей и семьи тоже, на самом деле, зависит очень много. Я не устану об этом повторять. Именно педагог укрепляет те смыслы и ценности, с которыми ребенок выйдет из школы. А закладываются они в семье.
Поэтому, наверное, самым важным итогом Ассамблеи стало то, что нам удалось услышать учителей. Этому помогли, в том числе, проводившиеся в ходе мероприятия опросы.
Большой причиной для радости стало то, что по результатам этих опросов, более 40% педагогов видят главным результатом сотрудничества с РАО получение методической поддержки, треть – получение доступа к передовым научным исследованиям, пятая часть – равноправное общение с представителями научного сообщества. Эти результаты говорят о том, что Академия движется в правильном направлении, что наша работа актуальна и необходима, в первую очередь, педагогическому сообществу.