Продажи дорожно-строительной и спецтехники в РФ в 2022 году упали на треть
Москва. 14 февраля. INTERFAX.RU - Продажи дорожно-строительной и специализированной техники в России за 2022 год сократились на треть (до 13,7 тыс. единиц). В IV квартале их падение разогналось до двукратного (-51,8% г/г) по сравнению с -43,4% в III квартале, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Как сообщила АЕБ, за 2022 г. в РФ было реализовано 13,677 тыс. единиц техники соответствующего назначения (-33,3%). Продажи за 9 месяцев, как сообщалось, были на уровне 10,699 тыс. шт. (-25,1%).
По итогам IV квартала было продано 3,115 тыс. единиц, что на 51,8% меньше, чем годом ранее и на 4,1% больше, чем за III квартал 2022 г., когда было реализовано 2,992 тыс. шт. Падение рынка в годовом выражении в III квартале составляло 43,4%. Таким образом, в последние три месяца года оно разогналось на 8,4 п.п.
За 2022 г. продажи гусеничных экскаваторов в РФ снизились на 16% (до 5,318 тыс. шт.), гусеничных тракторов - на 23% (до 1,307 шт.), колесных погрузчиков - на 22% (до 1,223 тыс. шт.), экскаваторов-погрузчиков - почти в 2,7 раза (до 1,907 шт.) Техника других номенклатур с более скромным объемом продаж в абсолютных цифрах также показала отрицательную динамику. Исключение составили лишь колесные погрузчики, отгрузки которых, по подсчетам АЕБ выросли за год на 9%, до 1,039 тыс. шт.
Продажи спецтехники в РФ в 2022 году с динамикой к АППГ накопленным итогом, шт. (данные АЕБ)
Вид спецтехники | 3 мес. 2022г | 6 мес. 2022г | 9 мес. 2022г | 12 мес. 2022г |
Гусеничные экскаваторы | 1700 (+46,7%) | 2753 (+1%) | 3996 (-9%) | 5318 (-16%) |
Экскаваторы-погрузчики | 1040 (+0,3%) | 1468 (-37%) | 1705 (-53%) | 1907 (-65%) |
Гусеничные тракторы | 350 (+19,9%) | 729 (-4%) | 1077 (-11%) | 1307 (-23%) |
Колесные погрузчики | 730 (+23,9%) | 586 (-15%) | 890 (-18%) | 1223 (-22%) |
Колесные экскаваторы | 202 (+11,6%) | 415 (-8%) | 705 (+6%) | 1039 (+9%) |
Самоходные грейдеры | 217 (+20,6%) | 390 (-1%) | 603 (-3%) | 954 (-4%) |
Погрузчики с бортовым поворотом | 315 (-5,1%) | 400 (-40%) | 556 (-48%) | 736 (-53%) |
Самосвалы с жесткой рамой | 104 (+103,9%) | 178 (+30%) | 228 (-4%) | 246 (-27%) |
Телескопические погрузчики | 130 (+62,5%) | 188 (-1%) | 204 (-36%) | 226 (-53%) |
Одновальцевые вибрационные катки | 86 (+28,4%) | 123 (-12%) | 166 (-33%) | 204 (-35%) |
Двухвальцевые вибрационные катки | 64 (+137,0%) | 136 (+23%) | 150 (-8%) | 158 (-26%) |
Сочлененные самосвалы | 78 (+41,8%) | 134 (-12%) | 140 (-42%) | 145 (-55%) |
Колесные бульдозеры | 37 (+68,2%) | 73 (+26%) | 105 (+4%) | 125 (-10%) |
Гусеничные асфальтоукладчики | 70 (+70,7%) | 93 (-33%) | 103 (-44%) | - |
Трубоукладчики | 10 (-9,1%) | 21 (+17%) | 44 (-10%) | 89 (-27%) |
Катки с комбинированными вальцами | 10 (+100,0%) | 17 (-26%) | 17 (-51%) | - |
Пневмоколесные катки | 4 (+33,3%) | 10 (-23%) | 10 (-50%) | - |
Всего (с начала года) | 5147 (+24,5%) | 7,714 (-14,2%) | 10699 (-25,1%) | 13 677 (-33,3%) |
Данные о продажах подготовлены комитетом производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ. В них учтены машины таких производителей и импортеров, как Кранекс, ПТЗ, Четра, Bobcat, Caterpillar, CNH, John Deere, Doosan, Dressta, Hidromek, Hitachi, Hyundai, JCB, Komatsu, Liebherr, UMG СДМ, Volvo, Wirtgen. Доля рынка компаний, представленных в комитете, составляет около 80% российского рынка дорожно-строительной и спецтехники.
Большинство иностранных производителей автомобилей и спецтехники весной приостановили поставки в РФ и локальное производство после начала военной операции на территории Украины.
Ассоциация "Росспецмаш", представляющая интересы российских производителей, ранее сообщала, что отечественные заводы в 2022 г. выпустили дорожно-строительной техники на 75,6 млрд руб., что на 35% больше, чем за аналогичный период 2021 г. Отгрузки на внутренний рынок РФ за тот же период, по ее данным, выросли на 33%, до 73,4 млрд руб. Вместе с тем Росспецмаш зафиксировал снижение продаж в ряде ключевых сегментов. Так, отгрузки экскаваторов-погрузчиков снизились на 60%, катков - на 21%, телескопических погрузчиков - на 19%, кранов-трубоукладчиков - на 12%, автокранов - на 0,3%.
"Отечественные производители вынужденно сокращали выпуск своей продукции по отдельным направлениям из-за агрессивной политики импортеров. Также в прошлом году на темпы продаж негативно влияли курс рубля и сложности с поставками комплектующих. Если ситуация с компонентами постепенно нормализуется, то остальные проблемы в текущем году стоят так же остро", - отмечали в ассоциации.
Росспецмаш заявлял о рисках того, что иностранные компании вскоре могут заметно потеснить на российском рынке отечественных производителей. Это приведет к снижению выпуска их продукции в сегментах, в которых по итогам 2022 г. фиксировался рост, отмечали в ассоциации.