Посол Саудовской Аравии: Эр-Рияд нацелен на стратегическое партнерство с Москвой
Абдулрахман Ибрахим ар-Расси рассказал о развитии двусторонних отношений и о позиции Эр-Рияда по сирийскому урегулированию
Москва. 4 февраля. INTERFAX.RU - Посол Саудовской Аравии в России Абдулрахман Ибрахим ар-Расси рассказал в интервью "Интерфаксу" о перспективах развития двусторонних отношений Москвы и Эр-Рияда и выстраивании стратегического партнерства, борьбе с терроризмом и создании "исламской" коалиции, перспективах сирийского урегулирования и отношениях с Ираном.
- Господин посол, в последний период в отношениях Москвы и Эр-Рияда наблюдаются зигзаги: то мы видим контакт за контактом на высоком и высшем уровнях, как это было летом, то наступает период некоего, казалось бы, спада и даже напряжения. Как Вы оцениваете уровень политического взаимопонимания между нашими странами и перспективы развития двусторонних отношений?
- Слово зигзаги здесь вообще неуместно. В наших двусторонних отношениях зигзагов нет. На различных уровнях непрерывно осуществляются контакты и обмен визитами. Так на уровне высшего руководства состоялась встреча хранителя двух святынь короля Салмана бин Абдель Азиза с президентом России Владимиром Путиным "на полях" саммита "двадцатки" в Турции в ноябре 2015 года. Вторая встреча и переговоры преемника наследного принца Мухаммада бин Салмана с российским президентом состоялись в Сочи в октябре прошлого года. Продолжаются контакты на уровне министров иностранных дел двух стран как в двустороннем, так и в многостороннем форматах. Напомню, что визит министра иностранных дел Королевства Аделя Аль Джубейра в Россию состоялся в августе прошлого года.
Для подтверждения обоюдного серьезного настроя в реализации подписанных между странами документов состоялись интенсивные визиты ряда делегаций из Саудовской Аравии в Россию и из России в Саудовскую Аравию, которые касались всех аспектов сотрудничества. Среди них визит руководителя главного инвестиционного управления Королевства во главе саудовской делегации, куда входили представители 24 правительственных ведомств, которая приняла участие в IV заседании межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству в конце ноября 2015 года. Одновременно прошли выставка и форум саудовского бизнеса под лозунгом "Инвестируй в Королевство" с участием более ста предпринимателей из Саудовской Аравии. Представители деловых кругов двух стран подписали 15 контрактов.
Следя за публикациями, мы замечаем различные прочтения и анализы о перспективах развития отношений между двумя странами. Некоторые авторы пытаются классифицировать эти отношения как этапные или увязывают их с тем или иным досье, или характеризуют так, как упоминалось в вашем вопросе, но дело обстоит совсем иначе. Здесь мне хотелось бы отметить, что работа, которая велась в течение прошедших месяцев, и видение двух сторон не носят конъюнктурный характер и не связаны с каким-то временным желанием, которое может пропасть, как только возникнет какое-либо политическое разногласие. Это - совместная работа, направленная на строительство совместными усилиями стратегических отношений на крепком фундаменте.
- Действительно, за прошлый год Москву не раз посещали представители Саудовской Аравии. Планируются ли визиты представителей Эр-Рияда в Россию в этом году?
- Я упоминал, что множество визитов состоялось для реализации достигнутых договоренностей. Нет сомнения в том, что и далее произойдут взаимные визиты для укрепления и расширения отношений, чтобы они охватывали все более новые области с тем, чтобы достичь того, к чему мы стремимся: построить стратегические отношения в интересах наших дружественных стран и народов.
Вы знаете, что во время визита преемника наследного принца и его переговоров с российским президентом стороны подписали шесть соглашений, выполнение которых требует переговоров и консультаций во время взаимных визитов. Любой визит содействует тому, чтобы дать сильный толчок двусторонним отношениям.
Я уверен в том, что положительные результаты усилий, которые прилагались российской и саудовской сторонами в течение прошедших месяцев, мы ощутим на отношениях двустороннего сотрудничества в этом году, особенно в торгово-экономической и инвестиционной сферах.
- Некоторое время назад Россия и Саудовская Аравия в рамках военно-технического сотрудничества обсуждали пакет контрактов на несколько миллиардов долларов, в том числе на поставку "Искандеров" и систем С-400 Эр-Рияду. При каких условиях стороны снова могут вернуться к этому вопросу?
- Отвечая на вопрос о двусторонних отношениях, я отмечал, что отношения между Саудовской Аравией и Россией во всех областях и по всем трекам развиваются динамично. Я отметил, что проведенная за прошедшие месяцы работа и видение двух сторон не являются временными и не зависят от временного желания, которое заканчивалось бы возникновением любого политического разногласия. Строительство стратегических отношений, основанных на твердом фундаменте и корпоративной работе, требует долгих и непрерывных усилий. Собственно это и происходит на путях практической реализации достигнутых договоренностей.
- Как Вы оцениваете начавшийся в Женеве процесс непрямых межсирийских переговоров? Кажется, у России и Саудовской Аравии были различные взгляды по вопросу формирования делегации сирийской оппозиции. Одна сторона настаивала на приглашении курдской Партии демократического союза, другая сторона – на подключении представителей Джейш-аль-Ислам и Ахрар-аш-Шам. Возможен ли компромисс по этим вопросам?
- Мы надеемся на успех переговоров в деле прекращения страданий сирийского народа и реализации его чаяний. Что касается делегации оппозиции, то Саудовская Аравия ясно обозначала свою позицию: вопрос выбора членов сирийских делегаций для участия на женевских переговорах решается самой сирийской оппозицией, поскольку это чисто сирийское дело. Членов этих делегаций выбирал Высший комитет по переговорам, созданный на конференции сирийской оппозиции в Эр-Рияде, поскольку решение этого вопроса находится исключительно в руках сирийской оппозиции. Это их решение, и мы им ничего не навязываем. Мы думаем, что только сирийская оппозиция вправе решать, кто будет ее представлять на переговорах с Асадом.
- Саудовская Аравия, как и Россия, имеет большой опыт борьбы с терроризмом. Возможна ли кооперация Москвы и Эр-Рияда и возглавляемых ими коалиций в борьбе с терроризмом в Сирии?
- Саудовская Аравия и Россия ведут консультации по всем направлениям, в том числе и по борьбе с терроризмом. Так, по этому вопросу идут консультации и проводятся двусторонние встречи. Многие страны, в том числе Россия, заинтересованы в консультациях с Эр-Риядом для ознакомления с ее передовым опытом в области борьбы с терроризмом и экстремизмом и получения возможности применить его в силовом и идейном противостоянии терроризму как явлению и для устранения его причин. Это действительно передовой опыт, который получил достойную оценку на региональном и международном уровне из-за своих результатов и успешного применения на государственном уровне. Кроме того, Саудовская Аравия приложила усилия для того, чтобы ответственность за борьбу с терроризмом приобрела международный характер и в ней участвовали все народы и государства мира независимо от их политической направленности и религиозной принадлежности. То, что сделала Саудовская Аравия для вовлечения мирового сообщества в борьбу с терроризмом, является наилучшим свидетельством этому. В качестве примера напомню, что в 2005 году в Эр-Рияде прошла Международная конференция по борьбе с терроризмом, которая призвала к созданию международного антитеррористического центра при ООН. В 2011 году Королевство внесло $110 млн, больше чем другие страны, в создание такого центра. Саудовская Аравия была первым государством, призвавшим бороться с ИГИЛ (организация запрещена в РФ - ИФ) и внести его в список террористических организаций. Это было сделано во время созванной Королевством Международной конференции в ноябре 2015 года, в которой приняли участие министры иностранных дел 14 государств. Кроме того, можно упомянуть участие Саудовской Аравии в международной коалиции по борьбе с ИГИЛ и другими террористическими группировками в Сирии и Ираке, проведение Мекканской конференции "Ислам и борьба с терроризмом" в феврале 2015 года, и наконец, создание "исламской" коалиции.
Хочу отметить последовательность Саудовской Аравии в рамках борьбы с терроризмом. Всякий саудовский гражданин, который едет в районы конфликта, считается преступником и при возвращении преследуется законом. Те сотни саудовцев, которые воюют в Сирии, являются, по нашему мнению, террористами, заслуживающими наказания. Мы никому не позволим ехать воевать в район, охваченный конфликтом, в том числе Сирию, ни под каким предлогом.
- В середине декабря Саудовская Аравия объявила о создании "исламской" коалиции для борьбы с терроризмом. Каковы основные цели коалиции и планирует ли она воевать с ИГИЛ "на земле"?
- Создание "исламской" коалиции является историческим и беспрецедентным шагом. Эта первая большая "исламская" коалиция по борьбе с терроризмом. В нее вошли 34 исламских государства, еще десять стран до вступления в нее должны пройти внутригосударственные процедуры. Коалиция объединяет большинство стран исламского мира и ее создание объясняется его стремлением бороться с этой чумой, которая нанесла вред, прежде всего, исламскому миру, а не международному сообществу в целом. Ее создание явилось ответом на происходящее сегодня беспрецедентное распротсранение террористических актов и организаций, изощренность их методов и увеличение числа их участников. Это - ответ на встающие перед исламским миром вызовы, обусловленные такой напастью и ее результатами. Вероятно, самым опасным является то, что террористические группировки и организации прикрываются исламом и чинят зверские деяния против невинных людей именем мусульман, в то время как ислам не имеет никакого отношения к ним. Они тем самым искажают исламскую религию.
Хочу подтвердить, что "исламская" коалиция будет действовать в рамках международных соглашений и резолюций и станет дополнением к региональным и международлным усилиям, направленным против терроризма во всех его формах и проявлениях. Коалиция даст возможность странам-участницам по мере сил вносить свою лепту в борьбу с терроризмом без каких-то обязательств. Таким образом, государства, входящие в коалицию, смогут прибегнуть к усилиям миролюбивых и поддерживающих мир стран и международных организаций для реализации задач борьбы с терроризмом. Хочу отметить, что целью этой коалции является борьба с терроризмом на идейном фронте и в сфере безопасности. Также было заявлено о создании центра совместных операций коалиции в Эр-Рияде, который будет объединять и поддерживать усилия государств, желающих оказать помощь в борьбе с терроризмом путем координации военных усилий, в частности в вопросах обучения, обеспечения снаряжением и необходимыми силами, а также по координации усилий в идейном противостоянии терроризму и информационных усилий по противостоянию экстремистским идеям, мобилизуя для этого необходимые средства. Сюда же можно отнести координацию усилий по подготовке соответствующих сообщений и их эффективного распространения, а также использование необходимых сил и средств для того, чтобы дать отпор идеям террористов, которые отвергаются исламской религией. Кроме того, в задачи центра входят борьба с финансированием терроризма, создание базы данных о террористических группах и организациях, организация встреч, семинаров и конференций по изучению терроризма как явления и подготовка рекомендаций по борьбе с ним. Отмечу, что есть ряд исламских государств, которые страдают от терроризма, для борьбы с которым потребуются очень серьезные усилия. Это будет осуществляться, конечно, через коалицию.
- Иран, как и Саудовская Аравия, является участником Венского формата по вопросу сирийского урегулирования. Вместе с тем отношения Эр-Рияда и Тегерана находятся в стадии обострения. Может ли это негативно сказаться на сирийском урегулировании? Готова ли Саудовская Аравия продолжать работу в Международной группе поддержки Сирии с Ираном и какой дальнейший сценарий Вы видите?
- Этот вопрос задавался много раз. Многие эксперты и аналитики высказывали свои суждения и мнения по этому вопросу, и они не были правильными. Саудовская Аравия устами своего министра иностранных дел Аделя Аль Джубейра заявила, что она привержена взаимодействию со всеми сторонами международного сообщества с целью положить конец страданиям сирийского народа и добиться окончательного урегулирования сирийского кризиса. Саудовская Аравия придерживается решений встреч Венского формата, и мы будем продолжать работать со странами-участницами венских встреч для достижения решения сирийского кризиса на основе принципов конференции "Женева-1", создания переходного управляющего органа по передаче власти для создания новой Сирии, где Башар Асад не будет играть никакой роли. Мы будем придерживаться этого. При отсутствии политического процесса мы также обязаны поддерживать сирийскую оппозицию. Это обязательство остается неизменным.
- Российская сторона заявляла, что готова выступить посредником между Саудовской Аравией и Ираном. Нужна ли помощь Москвы в разрешении этой непростой ситуации и видите ли вы необходимость в привлечении третьей стороны для разрешения конфликта?
- Как отмечал глава внешнеполитического ведомства Саудовской Аравии Адель Аль Джубейр, некоторые государства предложили посредничество и передачу идей между Саудовской Аравией и Ираном. Но Иран знает, что от него требуется. Никакого посредничества не будет, пока Иран будет продолжать свой курс и проводить агрессивную политику, которая продолжалась на протяжении более 35 лет по отношению к арабскому миру, осуществляя постоянное вмешательство во внутренние дела других государств, распространяя конфессиональную смуту и поддерживая терроризм.
Хочу отметить, что Саудовская Аравия на протяжении всего этого периода проводила политику сдержанности, несмотря на продолжающиеся страдания страны и других государств региона и мира от агрессивной политики Ирана, которая опиралась в основном на принцип экспорта революции, на открытое нарушение суверенитета государств и вмешательство в их внутренние дела под девизом "поддержки слабых и угнетенных народов".
Картина ясна: Ирану надлежит изменить свою политику и начать налаживать отношения со своими соседями, исходя из принципов добрососедства и невмешательства во внутренние дела других. Тогда откроется дорога к строительству лучших отношений между Ираном и его соседями.