Глеб Павловский: "Идея введения виз - еще одна очень серьезная ошибка со стороны Украины"
В интервью "Интерфаксу" политолог Глеб Павловский оценил возможные последствия введения виз с Россией
Москва. 20 марта. INTERFAX.RU - Из Киева прозвучали заявления о целесообразности выхода из СНГ и подготовке к введению визового режима с Россией. О том, как это может сказаться на ситуации на Украине, в том числе в южных и восточных областях страны, в беседе с обозревателем "Интерфакса" Александром Иващенко рассказал президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.
- Как бы вы прокомментировали заявления новых украинских властей о выходе страны из СНГ?
- Звучащие заявления о выходе из СНГ ожидаемы. Эти заявления, собственно говоря, дискутировались в Киеве на протяжении последних нескольких недель. Это определенный выбор. С одной стороны, он естественный, поскольку новые украинские власти считают, что находятся в конфронтации с Москвой. С другой стороны, этот выбор, как мне представляется, политически опрометчив, потому что Украина не использовала свое членство в СНГ для вынесения своих проблем и возражений на обсуждение Содружества. Полагаю, что в любом случае СНГ была бы полезной для Киева трибуной. Но Украина от этого отказалась.
- На что тогда рассчитывали в Киеве?
- Видимо, расчет был исключительно на поддержку Запада. И это, на мой взгляд, еще одна ошибка правительства в Киеве, которое демонстрирует не просто некомпетентность, а какую-то некомпетентность новичка, способного предпринимать простые, легко предсказуемые ходы, не используя более сложных возможностей.
- К чему, на ваш взгляд, привело бы введение Киевом визового режима с Россией?
- Прикрытие границ и идея введения виз - еще одна очень серьезная ошибка со стороны Украины. Под этими действиями явно подразумевается символический акт в отношении России, но в реальности это ограничение возможностей для населения собственной страны. Проблема в том, что власти в Киеве, которые хотят установить порядок, твердую власть на всей территории Украины, в первую очередь должны принимать решения, которые будут приемлемы, одобрены как на востоке, юге, так и на западе страны. А это решение как будто специально придумано для того, чтобы еще больше разозлить юг и восток Украины.
- Как далеко может зайти недовольство на востоке и юге Украины?
- Очевидно, что для населения этих регионов такое решение стало бы настоящим ударом с чисто практическими последствиями, поскольку ограничиваются экономические возможности. Более того, это стало бы нарушением образа жизни в восточных и южных областях, где привыкли ездить в Россию так же, как в Киев. И это на самом деле подрывает базис правительства в Киеве и усиливает угрозы сепаратистских тенденций на востоке и юге. И в этом смысле главная проблема для Украины состоит не столько в угрозе радикального национализма, сколько в угрозе от политики правительства, все более слабого и очевидно некомпетентного, поглощенного исключительно подготовкой президентских выборов.
- Как все эти процессы отражаются на подготовке к выборам? И насколько реально проведение выборов при такой обстановке в стране?
- Выборы, скорее всего, могут и не состояться, потому что, по большому счету, никому не нужны. Они не нужны радикалам и все меньше интересуют умеренных граждан Украины. В каком-то смысле правительство в Киеве напоминает правительство Керенского в 1917 году, занимавшееся в основном подготовкой выборов в Учредительное собрание, которые так и не состоялись.