Люди не виноваты
Накануне годовщины начала конфликта на Кавказе корреспонденты interfax.ru попросили москвичей рассказать о том, что они помнят о событиях августа 2009 г. и как оценивают текущую ситуацию
Москва. 8 августа. INTERFAX.RU - Сегодня исполняется год с начала грузинско-югоосетинского конфликта. Накануне этой даты мы решили узнать у москвичей, что же они помнят о событиях годовой давности, как они оценивают текущую ситуацию, верят ли они в то, что Грузия и Россия способны найти общий язык, а войны в регионе больше не будет. Как выяснилось, большинство из горожан помнят события весьма фрагментировано, а некоторые и вовсе ничего не знают о том, что в августе 2008 г. происходило на Кавказе. Отметим, что неведение в большей степени присуще молодой части респондентов, равно как женщины склонны оценивать события через призму эмоций, а мужчины вспоминают конкретику.
Так, Алексей (28 лет, маркетолог) смог достаточно точно восстановить хронику первого дня конфликта: "Грузия в полночь напала на Южную Осетию. Быстро отреагировала Россия - к утру или в течение следующих суток. Лично меня конфликт не затронул, но я из Ставрополя и в этот момент там и находился. Было очень неприятно, что совсем рядом происходит такое". Ирина Николаевна (55 лет, бухгалтер) говорила не столько о событиях, сколько о чувствах: "Я помню ужас. Я помню, что люди бежали из-под бомбежек в чем мать родила. Это ужасно, у меня есть дочь и внучка, поэтому для меня все острее. Я бы не пережила такого. У нас не было родных или близких, кто бы оказался в зоне конфликта, но вся моя семья переживала. Я не хочу даже думать о том, что конфликт может повториться, и надеюсь, что политики смогут предотвратить повторение. Люди не виноваты в том, что идет борьба верхов". Оба опрошенных, и Алексей, и Ирина Николаевна, отвечая на наш вопрос, как они полагают, ждать ли в ближайшем будущем улучшения российско-грузинских отношений, высказали мнение, что это возможно только если уйдет со своего поста президент Грузии Михаил Саакашвили.
Неверие в позитивные действия со стороны грузинского лидера оказалось, вообще, общим мнением. Его разделяли почти все респонденты. Двадцатишестилетний менеджер Гурген, отвечая на наши вопросы, был краток: "Война была, вот что я помню. Лично меня конфликт не затронул. Я думаю, пока Саакашвили у власти, ничего не изменится. И повторение конфликта возможно". Отметим, что в повторение конфликта опрошенные нами горожане не верят, скорее, не хотят верить. Двадцатилетняя студентка Людмила пояснила, что, по ее мнению, новый виток не будет иметь смысла, так как "все уже показали свою силу". Причем корень зла девушка склонна видеть не в политике грузинских властей, а в негативном влиянии Америки: "Я против таких вторжений. И я считаю, что причина их - в политике Америки. В ближайшее время улучшение отношений России и Грузии невозможно, тем более, что слишком сильно влияние США, старой политики Буша. Все зависит от того, как Россия будет взаимодействовать с Америкой". Резюмировала девушка просто: "Мне неприятно, что в XXI в. происходит такое".
Среди опрошенных нами нашлись и те, чье отношение к произошедшему можно определить как рефлексивное. Так, 55-летний Виктор, гражданин Литвы, на вопрос наших корреспондентов о том, что он помнит о конфликте и верит ли он в улучшение российско-грузинских отношений, ответил следующее: "Я помню еще первую войну в этом регионе. Она унесла жизнь моего друга. Все, что я видел в августе прошлого года, причинило мне боль. Мое правительство поддерживало грузинское, но я считаю, что это беда. Для меня это война, которая была не между Грузией и Южной Осетией, проблема в верхах. Вот беда в чем. Я думаю, что повторение конфликта невозможно. Ситуация была порождена не только тем, что сам Саакашвили плохо относится к России. Я полагаю, что решающим было влияние США. Этот вывод я могу сделать из того, что вижу, читаю и слышу. Но правители приходят и уходят, а люди как общались, так и будут общаться. Сейчас мода на разделение, потом будет мода на соединение. Мне представляется, что через 5-10, может через 50 лет не будет вот такого конфликта. Мы живем под одним солнцем, у нас на самом деле один Бог. Все будет хорошо". Прозаик Маргарита (48 лет) верит в то, что объединяющей может стать вера: "Я запомнила дискуссию в Интернете, где писали, что эсэсовцы Cаакашвили напали на Родину. Я была потрясена тем, что возрождается фашизм. Как верующий человек, я была подавлена тем, что православные воевали с православными ... Я думаю, в ближайшее время повторения конфликта не будет ... Мне кажется, что новый патриарх силен в молитве, при сильнейшей молитве такое противостояние быть не может". Двадцатипятилетний Вячеслав, который определил свой рад занятий как "создание тренинга позитивного мышления", признался, что такие негативные события он старается пропускать мимо себя. Затем пояснил: "По поводу этого конфликта я не знаю, кто из политиков был больше заинтересован, я не верю в то, что диктуется прессой. Слава богу, никого из моих близких это противостояние не затронуло. Выражаю соболезнования всем, кто потерял родных. Но я уверен, что улучшение возможно, нужно просто "замотивировать" ряд людей, человек восемь".
Нашлись среди опрошенных и те, кто благополучно в прошлом августе не читал, не слушал и не смотрел новостей. Школьница Ангелина и Алена (16 и 17 лет) признались, что они вспоминают не столько события, сколько уже фильмы, снятые по их мотивам. И добавили: "Жаль, что это произошло". А семнадцатилетняя студентка Катя и вовсе призналась, что не помнит об августовских событиях на Кавказе ничего. Когда же корреспонденты поинтересовались у нее, как она оценивает перспективы развития региона и взаимоотношений России и Грузии, она ответила просто: "Я не знаю. Как решат, так и будет"
/Интерфакс/